Обсуждение притчи Рис в грязи

Двое странствующих монахов услышали крик за холмом. Один из них побежал узнать, что там случилось. Оказалось, что гружёная повозка, видимо, направлявшаяся на рынок, съехала в канаву. Несколько мешков упали в грязь. Женщина ползала по земле, пытаясь собрать руками рассыпавшееся зерно, а на неё в гневе кричал муж.

— Ты что, совсем рехнулась? Хочешь забить мешки грязью? — бил он её кнутом.

Увидев монаха, мужчина неохотно опустил кнут.

— Животное не пострадало? — спросил путник, видя, что у старого больного быка подогнулись передние ноги.

Не ответив, мужчина принялся яростно бить несчастное животное. Бык дёрнулся то в одну, то в другую сторону, повозка ещё больше накренилась, на землю упало ещё несколько мешков. Женщина заорала пуще прежнего. Мужчина замер, словно гадая, кому ещё врезать кнутом.

— Подожди, — сказал монах. — Я помогу вам.

— Как? — прорычал тот. — Потом потребуешь мешок риса.

— Не думай об оплате, просто успокойся, — терпеливо сказал монах.

Путник помог крестьянину выпрячь быка, разгрузить повозку. Затем они вместе подпёрли воз, с большим трудом вытащили его и поставили на дорогу. Погрузили все мешки в телегу. Не говоря ни слова, мужчина забрался в телегу, и приказал жене садиться. Та с усмешкой над мужем уселась на мешки. Всё это время она сидела, обмахиваясь пальмовым листом в тени. Телега тронулась. Через плечо мужчина бросил уставшему добровольному помощнику:

— Весь рис, что соберёшь с дороги, твой.

Молодой монах обернулся и обнаружил, что неподалёку стоит смеющийся его попутчик:

— Давно стоишь?

— С самого начала, — ответил второй монах. — Я всё видел, боюсь, они не воспылали к тебе любовью за то, что ты сделал. Рассуди сам и укажи мне, где я неправ. Мужчина рано или поздно успокоился бы и сообразил бы снять с быка ярмо, разгрузить повозку. У них с женой хватило бы сил вытащить её из канавы, а если даже и нет, то вернулись бы в деревню за подмогой. Так что, оказав услугу, ты не дал им помочь себе самим. Если ты думаешь, что предотвратил насилие, то тоже ошибаешься, так как он сегодня побьёт жену сильнее обычного, чтобы как следует проучить за ухмылку. Почему ты решил, что именно ты должен ему объяснять, как себя вести? Ты не его духовный наставник. Кроме того, у него есть домочадцы и друзья, чтобы научить его отличать хорошее от плохого.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • maksim Максим 18.12.10 сб 3:51 #
    Никто лучше тебя самого тебе не поможет.
    Помощь и совет полезны лишь тогда, когда их спрашивают. Иначе - это навязчивость.
    • Yakushev Андрей Якушев на maksim 18.12.10 сб 9:18 #
      Дети не приходят в школу и не говорят учителю: "Расскажите нам про падение Рима или про простые числа".
      • maksim Максим на Yakushev 18.12.10 сб 11:08 #
        Пройдёт лет 20, после школы, и кто вспомнит про падение Рима или про простые числа?
        Будешь помнить лишь то, что надо в жизни, или то, что изучил сам.
        • Yakushev Андрей Якушев на maksim 18.12.10 сб 16:27 #
          Так зачем тогда среднее образование нужно?
          • maksim Максим на Yakushev 18.12.10 сб 18:18 #
            Это называется "средним", но на самом деле это "азы" образования. Или точнее информация сваленая в кучу, выбирай, кому, что надо.
            • wp2 wp2 на maksim 7.07.11 чт 1:16 #
              ну и эти "азы" создавали лучшие умы человечества на протяжении тысяч лет...
  • maksim Максим 18.12.10 сб 11:11 #
    Дико бесит, когда меня начинает учить человек, который в жизни гвоздя не забил, как забивать гвозди...
    Или, к примеру, вечный странник начинает рассказывать про оседлую жизнь.
  • xina Лена 24.12.10 пт 18:18 #
    Монах избавил себя от удручающего зрелища: старого, больного быка могли запороть до смерти; повозка могла накрениться ещё больше и это бы стоило женщине ещё несколько ударов кнутом. В конце концов, он не думал об оплате. Об оплате думали хозяин риса и второй монах. Какое дело до этого первому монаху?
    • AndreyF Андрей на xina 24.12.10 пт 20:28 #
      А какое дело первому монаху до подобных зрелищ? ;-))
      • xina Лена на AndreyF 24.12.10 пт 22:29 #
        Никакого. Но мусор с дороги можно убрать, а можно и пройти мимо. Дело даже не в том, что он выбрал, а в том, что он с самого начала свободен от оплаты. От оплаты несвободны наблюдатели. В каком-то смысле он свободен и от последствий своей помощи.
        • AndreyF Андрей на xina 25.12.10 сб 9:34 #
          А если мусора на дороге 5 тонн? 50? 500? ;-) И где та граница за которой мусор появляется быстрее, чем его убирают? А та, за которой монах становится мусорщиком? ;-)

          Я только не вижу из чего следует, что помощник "с самого начала свободен от оплаты"? ;-) Да и в ней ли дело? И для кого из нас она в действительности важна? ;-))

          С моей точки зрения, стоит больше обратить внимание на результат, последствия, эффект действий. А он разве тот, который хотел увидеть первый монах? ;-) Рис (это на тему уборки мусора) - не убран, женщина получит взбучку, кресьтянин научился тому, что не надо даже чесаться, когда рядом есть кто-то кто всё сделает за тебя... ;-)))
          • xina Лена на AndreyF 29.12.10 ср 2:22 #
            Напомнило мультфильм про мартышку и удава: 5- это куча или не куча?:)))

            -
            Я только не вижу из чего следует, что помощник "с самого начала свободен от оплаты"? ;-) Да и в ней ли дело? И для кого из нас она в действительности важна? ;-)) =========
            Про оплату говорит хозяин, а помощник сразу определяет свою позицию - "не думай об оплате".
            Я думаю, что в притче всё вертится вокруг неё: хозяин не умеет принимать помощь, потому что думает об оплате, а второй монах не умеет оказывать помощь, потому что думает о благодарности.
            Сам помощник же поступил по принципу: возлюби бога, как самого себя и делай, что хочешь.

            ----
            С моей точки зрения, стоит больше обратить внимание на результат, последствия, эффект действий =========
            А что в результате? если без домыслов, которые оправдывают бездействие второго монаха?

            Животное перестали избивать яростно:)
            Повозка не опрокинулась.
            Женщина отдохнула.
            Хозяин успокоился.

            А вот рассуждения второго монаха поспешны:
            Пока хозяин бы успокоился, неизвестно, сколько бы мешков вывалилось бы и насколько бы накренилась бы повозка.
            Получит ли взбучку женщина - неизвестно: хозяин достаточно много сэкономил на помощи, чтобы остаться довольным.
            Я не увидела, что помощник учит хозяина хорошим манерам - он просто помогает.
            И.. " ВМЕСТЕ подпёрли воз, с большим трудом вытащили его и поставили на дорогу" очень похоже на то, что "не надо даже чесаться, когда рядом есть кто-то кто всё сделает за тебя"? :))
            • AndreyF Андрей на xina 29.12.10 ср 7:32 #
              Лена, насколько я вижу результат следующий:
              - Дорога как была грязной, так и осталась ;-)
              - Было потрачено заметное время и усилия ;-)
              - Человек за всё за это получил лишь насмешку ;-)
              - Задача была решена не тем, кому предназначалась ;-)
              - Вся эта история лишь научила крестьянина больше выпендриваться ;-))

              Эффекты (последствия), которые я вижу (именно в следствие вмешательства монаха и тому, что крестьянин научился не тому, чему должен был):
              - Повозка опрокинется на следующем ухабе ;-)
              - Животное получит вдвойне ;-)
              - Женщина вероятно - втройне ;-)
              - Крестьянин (на хозяина с моей точки зрения он поход мало) - наверстает всё упущенное ;-)
              - Дорога (или что-то ещё) окажется снова запакощенной ;-)

              У Булгакова было - про Диабло: «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Так вот очень многие люди с моей точки зрения поступают прямо противополжным образом. Т.е. хотят то они, возможно, добра ("гадом буду - моя птичка мира хочет"), но вот их благие намерения устилают дорогу в ад ;-))
              • xina Лена на AndreyF 30.12.10 чт 13:39 #
                ну да, вы видите то, что видите вы :)
                • AndreyF Андрей на xina 30.12.10 чт 14:55 #
                  Cогласен, я с этого и начил - мы видим то, что мы видим ;-) Вселенная нам нас же и отзеркаливает ;-)
  • GVS Григорий Сергеев 30.12.10 чт 14:25 #
    Мир монахов и мирян пересекается только в одном случае - когда мирянин насыпает в миску монаху риса. Все остальные случаи не только запрещены, но и сурово караются по уставу монашеской общины.
    История вполне вероятная для молодых послушников - и если бы не рис, то и не случившаяся бы.

    Для мирян поясню:
    Представьте, что инкассаторы перевозят опломбированные мешки. И вот мешок падает и рвётся. Многие из вас побегут помогать? вооружённым инкассаторам? собирать содержимое - успокаивать людей с оружием?

    Вариант приведённой притчи адресован послушникам и адептам, для мирян следовало бы переписать историю вроде той, которую привёл я.
  • Barsik-M Барсик-М 2.08.13 пт 1:32 #
    Так получается,что второй монах оказался круче? Если чесно,я смысла не понял. И рассуждения второго монаха о возможных ситуациях не вызывает доверия. Но сама история такая реальная,и поведение людей,как будто это Толстой в 19 веке про крестьян села Тамбовской губернии написал.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет

Загружается, подождите...