Обсуждение притчи Грехи и добродетели

Жарким солнечным днём Учитель отдыхал в тени старого дерева. Мимо по дороге неспешно неуверенной походкой шёл усталый человек. Он нёс большой и тяжёлый мешок. Его лицо выражало всю боль и печаль рода человеческого.

— Отдохни, мил человек! — окликнул его Учитель.

Тот остановился, повернул голову в сторону Учителя, пытаясь собраться с мыслями, и направился к дереву. В тени путник буквально рухнул на землю, увлекаемый своим мешком.

— Что несёшь, друг мой? — поинтересовался Учитель.

— Грехи мои тяжкие… — еле выдавил из себя человек, — будь они прокляты!

— Ну так брось их! Зачем тащить по жизни то, что тебе приносит лишь разочарование, и страдание?!

— Как же я их брошу? Их все мои предки несли на себе: и прадед, и дед, и отец мой… теперь вот мне они достались. Видать такова судьба моя тяжкая…

— Пока ты тащишь их, все твои помыслы, эмоции и силы направлены только на них. А пока все твои помыслы направлены на грехи, ты не обращаешь внимания на свои добродетели и даже не пытаешься хоть как-то проявить их. Но грехи не являются частью человека — это то внешнее, в чём тебя убедили другие. Твои предки наверняка были достойными и хорошими людьми, но они заблуждались в отношении своих грехов. Ни они, ни ты, ни кто-то другой не вынуждены носить их на себе. Без их груза человек приходит в этот мир и без них же уходит на Суд Божий. А вот из добродетелей как раз и состоит душа каждого из нас. Всё время думая о том, что не является частью тебя, ты просто не успеваешь развить то, чем ты являешься на самом деле.

— Но ведь нас всегда учили, что на Суд Божий мы приходим каждый со своими грехами!

— Единственный грех, который может вмениться тебе в вину — это не развитие своих добродетелей!

Путник поднялся, обдумывая слова Учителя.

— Ну, благодарю тебя, мне пора идти, — сказал он, осматривая свой мешок.

Потом повернулся и решительным шагом пошёл прочь. Пройдя несколько шагов, он вдруг остановился и, обернувшись, смущённо спросил:

— Но ведь, избавившись от своих грехов, я становлюсь безгрешным! Значит ли это, что я отныне стал святым?!

— Нет, друг мой! Избавившись от своих грехов, ты лишь избавился от их тяжкого груза и можешь отныне подумать о проявлении своих добродетелей. Святым же ты сможешь стать лишь тогда, когда ты проявишь их в полной мере.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • GVS Григорий Сергеев 17.10.09 сб 15:41 #
    Осел
    Суфийская притча

    - Я знаю: когда погода улучшится, появится клевер, - сказал осел. - Но я хочу его сейчас. А все предлагают только сено. Как же разрешить эту проблему? - Не знаю. Я слишком занят: я думаю о клевере...

    обобщая вышеизложенную и эту

    Вол
    сумма двух притч

    Вол знал, когда погода улучшится, появится клевер. Но в кормушке лежало сено, а он не хотел сена, а думал о клевере. Когда же принесли клевер отощавший вол был настолько слаб, что не смог к нему притронуться. Когда он издох, Хозяин больше не экспериментировал с кормами: давал волам только сено.
    • VladimirT Владимир Танцюра на GVS 18.10.09 вс 14:45 #
      Притча немного о другом - о надуманности греха и его власти над человеком.
      • GVS Григорий Сергеев на VladimirT 18.10.09 вс 15:46 #
        Учитель мне напомнил Ленина в 1917 году. Кто был ничем, тот станет всем.
        Есть такая очень мудрая русская пословица: "Береги честь смолоду, а кафтан снову".
        Или восточная: "Аршин не сукно, кувшин не вино".

        Понимание греха, слишком сложная вещь, чтобы заключить где он находится, как от него избавиться и определить его точнейшим из всех способов. Есть законы, есть правила, есть совесть, есть (к примеру) кровная месть и только суперпозиция этих составляющих нашей жизни даёт поступок, волю и речь каждого человека. При перевесе чего-то (например человек живёт только по юридическому Закону) создаётся негасимый уже ничем остаток и называемый грехом. Так как мы все учимся жить самой Жизнью, то таких остатков бывает много - отказаться от них - значит вычеркнуть из жизни человека то Большое (совесть или закон общины) чем он живёт. Не будет того что даёт остатки, не будет и остатков. Т.е. отказ от жизни и даёт ту самую безгрешность (о чём проповедовал Христос), но его поняли как-то не так. Важно не отбросить свои грехи, а научиться понимать - откуда они берутся и чем в результате могут обернуться. Для тела великий грех - старение, но это естественный продукт жизни. Избавиться от старения нельзя и невозможно, хотя, допустим, есть косметическая хирургия, позволяющая скрыть этот грех.
        Поэтому для меня эта притча выглядит несколько просто: сказали - бросил, потом вернусь и подниму. Тогда можно было посоветовать мужику купить осла, взвалить мешок на него и дальше путешествовать с ослом (или как там у Пелевина вёл себя скарабей-старший по отношению к своему дитю-жуку)? Ну или сдать в камеру хранения на вокзале мешок, на крайний случай. А то и просто, купить удобный туристический рюкзак с распределением нагрузки на голову, позвоночник и крестец.
        • GVS Григорий Сергеев на GVS 18.10.09 вс 16:03 #
          А вот сама мысль "о том, чтобы бросить мешок грехов" и "жить одним днём" конечно ценна, но чтобы это осуществить необходимо слишком много и одного указания недостаточно.

          Перечитав притчу и свои посты пришёл к выводу что мы с вами говорим об одном и том же, поэтому ставлю притче высший балл.
        • xina Лена на GVS 19.10.09 пн 14:48 #
          Это уже привязанность к грехам: и с ними жить не могу и без них - тоже.
      • AndreyF Андрей на VladimirT 19.10.09 пн 11:05 #
        "о надуманности греха" - на мой взгляд, в точку ;-)
        • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 19.10.09 пн 11:38 #
          Грех - понятие религиозное. Его трактуют как нарушение "воли Бога". Т.е. подразумевается, что у Высшего Существа Вселенной есть для человека некие жесткие правила-запреты, которые он не имеет права преступать.
          И, на первый взгляд, так и должно быть. Но, даже при первом приближении можно увидеть, что самый главный запрет "Не убивай" не выполняется. Даже если не рассматривать убийство одного человека другим, человек для своего пропитания убивает животных. Животные убивают друг друга... Но ведь запрет "Не убивай" не устанавливает запрет лишь на убийство человека! А если принять во внимание казнь преступников, эвтаназию, доведение до самоубийства, производство продуктов питания, опасных для здоровья, генетические опыты с опасными последствиями...
          Эти запреты - не Божие изобретение, а человеческое. Оно не просто допустимо - оно крайне необходимо на некотором этап развития человека. Люди устанавливают некие правила общежития для своей взаимной безопасности.
          Но с определенного момента эти правила перестают выполнять свою функцию - человеку уже необходим не просто запрет, а понимание тех процессов, которые происходят.
          Так кому-то будет достаточно просто установить запрет сливать химические отходы в реку. Мол, грех это, Бог накажет. Другому нужно объяснить, что такие действия вредят в конце концов ему самому и его детям - и он сам никогда не вздумает сливать в реку гадость. Не из-за страха Божиего наказания - из-за ответственности перед потомками и своей совестью.
          По большому счету, Бог ничего и не запрещает человеку. Апостол Павел об этом говорил так: "Всё мне позволено, но не всё мне полезно"... Бог не боится за судьбу человека. Он знает, что суть человека - его "Я" бессмертно, что проходя трудности земной жизни, человек лишь обретает тот опыт, который сам желает обрести.
          Развивая в себе любовь, сострадание, стремление помочь другому, человек выходит совсем на другой уровень взаимоотношений со Вселенной. Ему уже не нужны запреты - он никому не причинит зла, не потому что он боится Бога, а потому, что любит своего ближнего.
          Именно поэтому тому, кто развивает в себе добродетели, понятие греха становится излишним, оно тормозит человека страхом наказания.
          ПРИМЕЧАНИЕ: В моем сообщении я использую понятие Бога в том контексте, в котором Его понимают религии. Для меня же Бог - Высший безличностный Принцип Бытия.
          • AndreyF Андрей на VladimirT 19.10.09 пн 12:33 #
            Владимир, у вас интересная точка зрения (на мой взгляд). И со многим в ней я согласен. ;-) Вот только когда вы пользуетесь религиозной терминологией появляется дополнительная путаница. ;-)) Смешав всё в одну кучу вы не получите гармонии и целостности, к которой, как мне кажется, стремитесь. Скорее получится бардак ;-)
            • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 19.10.09 пн 12:50 #
              Я Вас понимаю, но мы живем в обществе, где уже устоялись некоторые понятия. Хочешь - не хочешь, а приходится их использовать. Даже понимая их ограниченность и заблуждения.
              Однако я не считаю это такой уж большой проблемой. В моём понимании Бог - действующая жизненная глобальная сила, а человек - тоже часть этой силы. Его воля - это воля Бога. Об этом, кстати, пишет и Нил Доналд Уолш: воля человека есть воля Бога, но не воля Бога - волей человека.
              Люди религиозные используют иное видение Бога - как внешней личности, которая желает, чтобы человек делал то-то и то-то.
              Всё различие моего видения и религиозного можно свести к тому, что "желающей" у людей религии является внешняя сила, у меня - внутренняя. Терминология практически та же, но акценты смещаются! Этого часто вполне достаточно, чтобы изменить своё мышление.
      • GVS Григорий Сергеев на VladimirT 19.10.09 пн 18:03 #
        Кстати, свобода от греха или освобождение от него - такая же надуманность. Для человека который сказал что он греховен или человека который сказал что освободился от греха, суть не изменилась: грех был. Т.е. свобода не разлилась подобно фимиаму в его теле, а заменила собой место греха. Я свободен: и что теперь? - скажет он. Свобода для него ничуть не менее иллюзорна чем греховность, а может даже ещё и более пагубна. Когда он был как все, думал как все, жил как все - всё вокруг имело смысл. Теперь он одинок, но свободен и самостоятелен - и эта каторга ещё более невыносима. Минутная радость сменилась печалью. Да его освободили, но не повели за руку, а если снизошли и повели, то это опять несвобода...

        Проведите мысленный эксперимент. Запретите повсеместно пьянство. На корню, целиком. Что за этим запретом последует?
        • VladimirT Владимир Танцюра на GVS 19.10.09 пн 18:32 #
          Если выбросить понятие греха и не заместить образовавшуюся пустоту добродетелями, грехи снова возвратятся.
          В Библии об этом сказано так: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мат. 12:43-45).
          Человек должен во что-то верить, т.к. вера даёт ему силы и вдохновение. Если вместо одного культа ему предлагают другой или не не предлагают никакого - он не станет свободным. Свобода - это уверенность в себе и своём пути.

          Насчет запрета на пьянство... Это уже было. Неоднократно. Запрет без замещения чем-то другим всегда порождает дефицит. Он загоняет проблему в подполье, усугубляя её.
          Можно отбросить понятие греха и не развивать добродетели. Вот добродетели часто просто невозможно развить, не отказавшись от власти греха.
      • GVS Григорий Сергеев на VladimirT 19.10.09 пн 18:05 #
        А вот сайт уже подсказывает:

        Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога,
        а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.
        Василий Осипович Ключевский
        • VladimirT Владимир Танцюра на GVS 19.10.09 пн 18:36 #
          О том и речь! Навязывание страха уместно тем, кто не знает, что такое любовь.
          Например, Михаил Булгаков был совершенно нерелигиозным, но он был нравственным и интеллигентным человеком. То же самое можно сказать о Льве Толстом...
  • xina Лена 19.10.09 пн 14:44 #
    Притча мне кажется очень удачной и достаточно уравновешенной. Нет смысла скорбеть над грехами многих поколений, не позволяя себе жить.
    • VladimirT Владимир Танцюра на xina 19.10.09 пн 15:09 #
      Именно! Что было оправдано некогда, может быть тормозом сегодня.
      Но отбросить свои грехи - не значит стать святым. В этом могут упрекнуть и обвинить верующие: "Как! У тебя нет грехов!? Ты что - святой???" Но святой - это не тот, кто скован страхом греха. Это тот, чьи крылья расправлены развитой добродетелью.
  • ivanov Александр 2.01.11 вс 21:06 #
    Если толковать понятие "грехов", как то, из чего состоит наше прошлое, а оно, в свою очередь, то, из чего состоим мы (хотя бы в виде комплексов, возникших от тех событий), наш опыт, то необходимо заново родиться духовно, стать иным, от себя отказаться. Ведь и "грехи" - это не только следствия наших обстоятельств, но и нашей натуры - реакции индивидуальной на них.
    Одномоментно такой мешок не сбросить, так как "наши недостатки являются продолжением наших достоинств". По капле, всю жизнь...

    Хотя примеры есть. Превращение Шаула из Тирса в Савла - апостола Павла.
    • VladimirT Владимир Танцюра на ivanov 2.01.11 вс 21:09 #
      Обращение человека всегда происходит мгновенно. Это верит он может долго, долго ходить в церковь, долго слушать проповеди... Но преображение всегда происходит мгновенно. Но оно не всегда происходит даже у тех, кто долго верует.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет