Обсуждение притчи Необходимость

Ребе Хаим выбрал несколько бедняков из своего города и давал им деньги каждый месяц — не скромные пожертвования, а столько, сколько было нужно им и их домашним.

Однажды, в ярмарочный день привёз торговец прекрасного индюка, подобных которому не было в Цанзе. Он сразу принёс его в дом ребе и предложил жене ребе купить индюка на субботу. Но цена показалась ей слишком высокой, и торговец вынужден был уйти не солоно хлебавши. Через какое-то время жена ребе узнала, что один из тех, кто принимал благотворительность от её мужа, купил этого индюка.

— Я не смогла купить эту птицу, для меня она слишком дорогая, а он купил её! — сказала она мужу.

На что ребе ответил:

— Значит, ему было нужно. До сих пор я не знал этого, но теперь я должен увеличить ему месячное содержание.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • maksim Максим 11.03.11 пт 18:01 #
    А может надо было не жалование увеличить, а научить, как расходы уменьшить? Или, например, научить, как зарабатывать больше?
    Неужели, ребе теперь узнал, что бедняку нужно? Что надо ребе понятно - давать. Неужели, бедняку надо на халяву - брать?
    • Yakushev Андрей Якушев на maksim 11.03.11 пт 18:54 #
      Знаете, Максим, самое лучшее воспитание - это личным примером.
      Вы никогда никого не научите зарабатывать, если будете ограничивать в необходимом. Если человек будет работать для того, чтобы заработать на что-то, для того, чтобы получить что-то, то он ни счастлив не будет, ни те деньги, которые он заработает, на пользу ему не пойдут.
      Работа и потребность в чём-то - вещи не взаимосвязанные. Это наше общество связало эти вещи, чтобы мотивировать человека на работу. А работать он на самом деле должен по своей внутренней потребности. Чтобы эта работа доставляла ему удовольствие сама по себе. Тогда и деньги будут приходить достаточные и обильные. Но если человеку нужно что-то, и он это не получит, то он и работать нормально не сможет. Поэтому, получается, что не сначала работа, а потом деньги, а сначала нужно удовлетворить потребности человека, а потом уже дать ему работу, при чём не в обязанность, а в награду.
      • maksim Максим на Yakushev 12.03.11 сб 4:19 #
        Андрей, я об этом и говорю. В притче, работа сокращается - сразу выдаются деньги.
      • maksim Максим на Yakushev 12.03.11 сб 4:24 #
        Со всем остальным согласен. Деньги, это даже, не стимул - это результат работы. Потом по стараниям и получится. Может быть даже не сразу, но сразу - будет удовольствие.
        • ivanov Александр на maksim 12.03.11 сб 21:22 #
          Как хорошо все устроились)) Ребе покупает себе праведность, те, кому он даёт на содержание деньги - в ус не дуют, а потом, боюсь, изменись времена - и милостыни пожалеют священнику.
          Вспомнился современный анекдот про гаишника и нового русского, который постоянно ездил в этом месте, нарушая всё, и за 100 баксов милиционер регулярно создавал для него "зелёную линию". За это время гаишник основательно поправил материальное положение, как вдруг благодетель пропал на месяц.
          Потом появляется вновь на перекрёстке с дежурной сотней дензнаков. Страж порядка спрашивает куда тот исчезал?
          - На Багамах отпуск - был ответ.
          - Нет, я всё понимаю, - возмущённо говорит наш полисмен, - отдохнуть надо! Но... почему за мой счёт?
          • Yakushev Андрей Якушев на ivanov 12.03.11 сб 22:11 #
            Милостыни пожалеют священнику? А Вы считаете, что милостыню дают сейчас для того, чтобы потом дали ему? :)
            Это уже не милостыня, если ждёт в ответ что-то.
      • AndreyF Андрей на Yakushev 12.03.11 сб 21:33 #
        Андрей, согласен, добавлю только, что эта взаимосвязь (вдохновлённое творчество -> результаты -> отдача во всех проявлениях, включая деньги) должна формироваться самим человеком и именно в этой последовательности, в обратную сторону она не работает, а лишь развращает. ;-)

        Достаточно раздать денег окружающим и посмотреть, что произойдет - да будут те люди, которые подарками распорядятся действительно с пользовай, а большинство лишь глубже увязнут ;-) В притче же не полслова о том, кому и зачем давались деньги, а главное - к чему это приводило. ;-)

        Мне не верите - посмотрите, к чему привело social security в США - итог - толпа ленивых негров, которые живут на пособие (большее, между прочим чем у нас средняя зарпалат) с интузиазмом глотают наркоту и грабят друг-друга и всех, кто под руку подвернётся. На благоденствие и не очень-то похоже ;-)
        • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 12.03.11 сб 22:22 #
          Толпа ленивых негров - это социальное явление, которое порождено далеко не тем, что в Америке высокое социальное пособие.
          Если лишить его пособия и тем самым заставить работать, Вы думаете, он от этого перестанет быть наркоманом? Он останется наркоманом, только потенциальным. Он всё равно будет хотеть этого. Отсутствие возможности - это сдерживающий фактор, но не способ решения социальной проблемы.
          А вы сделайте этому человеку добро. Не так, чтобы через окошко кассы какая-то барышня, которой глубоко наплевать на него, выдала ему чек или банкноты, а настоящее добро - из рук в руки, и не потому что так положено неким безликим государством, а потому что вы так хотите, и даёте от себя лично, своё. Что ощутит этот человек? Вы пробовали так? А я пробовал. И посмотрите, что этот факт сделает с человеком...

          И ещё. Я на самом деле против того, чтобы давать деньги. Я могу накормить, одеть, дать переночевать. И я не буду спрашивать, есть ли при этом у человека деньги на то, чтобы поесть самому. Я накормлю его столько, сколько он захочет...
          • AndreyF Андрей на Yakushev 12.03.11 сб 22:38 #
            Вот с этим я согласен. Добавлю к этому, что на мой взгляд, если такое добро вы делаете разово или эпизодически - это работает. ;-) Однако, по достижению некоего порога это начинает восприниматься как самособой разумееющееся. Причём даже если человек искренне ценит то, что вы делаете - его отношение слегка меняется - и вы уже "какая-то барышня" ;-)

            Кроме того, если вы покормите собаку - она будет ходить за вами, когда вы сделаете это снова. Если дадите человеку "рыбу" (не важно в каком виде) - он часто будет поступать так же, пытаясь решить свои задачи за ваш счёт. Видел это много раз в самых разных видах. ;-)

            Я за то, что бы искренне, от души дарить и делать добро друг-другу, не ожидая чего-либо в замен. Вот только я с моей точки зрения добро стоит делать дальновидно и экологично и по отношению к себе и к другим людям (причём не только "облагодетельствованным"), иначе оно очень легко может преобразоваться в зло. ;-)
            • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 12.03.11 сб 23:09 #
              Знаете, когда я слышу о том, что нужно делать добро дальновидно, экологично, продуманно и т.п., я вспоминаю свою беседу с одним православным батюшкой, который организовал при своём приходе небольшой приют и столовую, а также, при случае, раздавал одежду. Батюшка оказывал помощь не всем подряд, т.е. не всем, кто её просил. Если тебе нужна помощь, надо прийти лично к нему. А ещё лучше, чтобы за тебя поручился тот, кого он уже знает. И если ты православный христианин, если не пьёшь, не употребляешь наркотики, то батюшка даст тебе талон, по которому неделю ты будешь получать благотворительную помощь.
              А если я не христианин? А если меня никто не знает? Если мне просто хочется кушать, и у меня сейчас нет денег, чтобы купить себе еду?
              Когда для получение добра нужно показаться достойным в глазах добродетеля, я начинаю сомневаться, добро ли это.
              • ivanov Александр на Yakushev 12.03.11 сб 23:41 #
                Главное (известная вещь, но о ней забывают), не ждать благодарности. Сделал и сделал. И не болтать об этом.
              • AndreyF Андрей на Yakushev 13.03.11 вс 9:20 #
                Андрей, а вы действительно считаете, что оказывать помощь всем подряд это такое безусловное благо? ;-) Да, бывает, когда человек, который кажется уже пропавшим, меняется и живёт так, как не снится большинству из нас. Но это исключения, тем более редкие, чем больше меняется человек ;-))

                Если смотреть с точки зрения "слезинок ребёнка", "притчку жалко", "каждый человек - уникален и не повторим", то конечно, я с вами согласен (прекрасно видеть как человек, которому вы лично сделали добро - и сделали его искренне, от души, меняется. ;-)

                Но есть и другая точка зрения - в которой эти люди просто паразитируют на других, большинство из них продолжают это делать, даже если получают от других людей помощь до самой смерти, и будут паразитировать на любом олухе, который будет им помогать. И если олух помогает слишком много - то он становится сначала бедным, а потом и нищим олухом. ;-))
                • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 13.03.11 вс 12:20 #
                  Да не оскудеет рука дающего!

                  Знаете, Андрей, помимо рассудка, которым Вы руководствуетесь, и с которым мне иногда трудно спорить, у меня ещё есть какое-то внутреннее чувство. И когда я даю не судя человека и не разбираясь, паразит он или просто нуждающийся, то чувствую я себя при этом лучше, чем когда я начинаю видеть в каждом просящем паразита.
                  • AndreyF Андрей на Yakushev 13.03.11 вс 12:32 #
                    Андрей, помимо лозунгов есть ещё реальность. И она совершенно не обязана быть такой, какой она нам видиться - что мне что вам. ;-) Подозреваю, что и вы в курсе того, что рука дающего ещё как может оскудеть - иначе бы давно всё раздали и пошли по миру. ;-) Я вижу в людях в первую очередь людей. А вот кем быть - каждый выбирает сам. ;-)

                    Кроме того, я за то, что бы помогать друг-другу. В своей жизни мне помогли очень многие люди, наверное, я не помню даже большинства из них. Но я благодарен каждому. Я и сам в свою очередь стараюсь помогать другим. ;-)

                    Но я так же хочу, что бы в этом была гармония и баланс, а не делать из этого культ или объявлять самостоятельной ценностью ;-) Подобная помощь может как помогать, так и вредить - как тому, кому помогают, так и тому кто помогает и даже обществу в целом ;-)
              • zaharow-leonid Леонид Захаров на Yakushev 13.03.11 вс 10:34 #
                Андрей, хотя Вы, очевидно, имеете личный опыт делания добра, Ваше рассуждение - типичный пример абстрактно-обобщённого рассуждения. <"Когда для получение добра нужно показаться достойным в глазах добродетеля, я начинаю сомневаться, добро ли это">. В общем виде это справедливо. А если конкретно... У батюшки, очевидно, не беспредельные возможности. Значит, оказав помощь нескольким "недостойным" он вынужден будет отказать в помощи стольким же "достойным". Далее, если помощь оказывается наркоманам или алкоголикам, она с большой долей вероятности будет не "добром". Знаю, имел личное знакомство с детьми, выпрашивающими еду. Получив еду из ларька (батон, пакет молока) они тут же отдают её в тот же ларёк за полцены и тратят деньги на покупку "морилки" (ей дышат) или наркотика. Если Вы заставите попрошайку съесть при Вас, он это сделает, сэкономив деньги, которые ему дал кто-то другой. Без Вашей кормёжки он часть денег потратил бы на еду, меньше осталось бы на наркотик. Так что батюшка исходил из конкретных практических соображений, напрасно Вы сомневаетесь в его доброте.
                • Yakushev Андрей Якушев на zaharow-leonid 13.03.11 вс 12:33 #
                  Знаете, Леонид, я не сомневаюсь в доброте батюшки. Ведь, если разобраться, все мы добрые. Даже те, кто делают с чьей-то точки зрения "зло", сами для себя считают, что делают "добро".
                  Не об этом речь. Речь о том, что я считаю, что судить о том, кто достоин, а кто - нет, очень опасно.

                  Вот представьте, пришёл к батюшке человек, у которого украли пенсию, и батюшка его накормил. Достойный? Достойный.
                  А потом пришла женщина с двумя грудными детьми, которую муж выгнал из дома или ещё что-нибудь такое случилось. Достойная? Достойная. А у батюшки уже нет еды. Ему придётся отказать. И будет батюшка думать: "Вот если бы не дал тому пенсионеру, у которого и дети есть, и сам бы мог сторожем устроиться и работать ещё, то досталось бы этой бедной женщине".
                  Понимаете, когда начинаешь судить, вся БЛАГОтворительность превращается в "царскую милость", которая "хочу жалую, хочу - нет".
                  Не то это уже.
                  • AndreyF Андрей на Yakushev 13.03.11 вс 12:46 #
                    А лучше, когда это превращается в раздачу без огладки? Денег алколикам и наркоманам? ;-)
                    • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 13.03.11 вс 16:06 #
                      Андрей, а я вообще про раздачу денег не говорил. С чего Вы взяли это?
                      Я даю деньги только в том случае, когда знаю наверняка, куда эти деньги пойдут. А так - еду и одежду.
                      • AndreyF Андрей на Yakushev 13.03.11 вс 16:28 #
                        А вот что именно раздавать - значения не имеет - хотите еду и одежду, хотите мобильные телефоны, хотите деньги - суть та же ;-)
                        • maksim Максим на AndreyF 13.03.11 вс 16:32 #
                          "Халява" - по еврейски "молоко". Во время церковных праздников у синагоги бесплотно раздавалось желающим. Стоял человек и кричал.... наши подхватили!
                  • zaharow-leonid Леонид Захаров на Yakushev 13.03.11 вс 12:54 #
                    Да, совершенно согласен, это палка о двух концах. Рассуждать, делая добро, плохо. Совсем не рассуждать - бывает ещё хуже. Мой личный опыт склонил меня к тому, что разумное всё-таки предпочтительней неразумного. К деланию добра это тоже относится. Вот конкретный пример "добра". У нас в городе () осенью перед отлётом на водоёмах собираются стаи уток. Люди их охотно ежедневно подкармливают (творят добро). Часть уток в результате никуда не улетает и остаётся зимовать. Но зимой этой подкормки не хватает (на морозе нужно больше пищи, а световой день короче, значит кормят меньше). Поэтому часть уток погибает (добро обернулось злом). Выводы: 1.Утки изначально не были паразитами, таковыми их сделали нерассуждающие спонтанные доброхоты. 2. Сделав уткам добро, т.е. прикормив, вы должны дезать его всю зиму в увеличивающемся масштабе, а потом и на следующую зиму тоже, поскольку утки, пережившие зиму, на следующую осень приведут и свих подросших утят.
                    На самом деле это явление во многих странах выросло до масштабов национальных бедствий, когда не очень разумная социальная помощь плодит иждивенчество и преступность.
                    • Yakushev Андрей Якушев на zaharow-leonid 13.03.11 вс 16:08 #
                      Леонид, на мой взгляд, самая лучшая помощь животным - не вмешиваться в их жизнь. Мы и так достаточно вмешались в их жизнь своей деятельностью. Не думаю, что нужно усугублять.
                      • zaharow-leonid Леонид Захаров на Yakushev 13.03.11 вс 18:37 #
                        Давать не задумываясь или давать подумав? Попытаюсь примирить противоположные позиции. Если Вы занимаетесь помощью изредка, спонтанно, то можно и не рассуждать - действительно, почему бы птичку не покормить? А если на регулярной основе (регулярно прикармливаете, организовали пункт помощи бездомным или специальный фонд помощи беженцам), то думать обязательно. Я ведь говорил об утках, но имел в виду, конечно, не животных. Впрочем, хоть это и не относится к теме, за животных мы теперь ответственны, совсем не вмешиваться нельзя, иначе тигры, леопарды и прочие просто вымрут.
                    • maksim Максим на zaharow-leonid 13.03.11 вс 16:13 #
                      Я извиняюсь снова. Тем блоее перед теми, кто к Библии плохо относится, но не могу не процетировать:
                      "Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать посаженое; время убивать и время убивать; время разрушать и время строить; время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать; время разбрасывать камни и время собирать камни...." и т.д.
                      Так вот я и говорю - почему не раздать тем, кому нужно?
                      - почему не дать тому, кому в пользу пойдёт?
                      - почему не дать, что бы потом спиной не слышать проклятия?
                      - зачем давать, если дома у самого голодные дети или куча долгов?
                      - зачем давать на всякие гадости, которые убивают жизнь - водку, сигареты... помочь им помереть?
                      - зачем раздавать, когда надо давать: Им и Себе?
                      Всему время и место! Быть счастливым, можно только став счастливым! Человека счастливым делает работа. Дайте человеку работу - сделайте его счастливым, не убивайте его своими подачками! Сначала надо делать добро, а потом ждать е6го всходов.
                      Бескорыстность не всегда доброта, чаще это доброта для себя и вред для того, кому дают.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет