Обсуждение притчи Наёмники

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал:

— Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам.

Они пошли.

Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им:

— Что вы стоите здесь целый день праздно?

Они говорят ему:

— Никто нас не нанял.

Он говорит им:

— Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему:

— Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили:

— Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной.

Он же в ответ сказал одному из них:

— Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди. Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • maksim Максим 6.04.11 ср 17:53 #
    Для меня - идеал притчи! Тысячу раз уже рассказывал.
    • Yakushev Андрей Якушев на maksim 6.04.11 ср 18:19 #
      Да-да. Это чисто христианская позиция.
      Когда-то давно я написал по этому поводу притчу.
      • maksim Максим на Yakushev 6.04.11 ср 18:39 #
        Андрей, в Вашей притче несколько вольный взгляд на справедливость. Тут чётко: " Справедливо - так, как договорились!"
        В Вашей притче:" Справедливо - так, как скажет судья."
    • ivanov Александр на maksim 16.11.16 ср 23:32 #
      Знаю. С начала времён, Максим)
      • maksim Максим на ivanov 17.11.16 чт 2:09 #
        И с начала времён висит над головой вопрос: "А судьи кто?"
  • Ktjybl Леонид Бекеш 6.04.11 ср 19:15 #
    Добро и справедливость, должны идти рядом.
    В данной притче хозяин поступил несправедливо и поэтому его доброта ничего не стоит.
    • Yakushev Андрей Якушев на Ktjybl 6.04.11 ср 22:21 #
      Здесь справедливость двоякая: либо оплата сдельная (чем больше работаешь, тем больше получишь), либо оклад (фиксированная сумма). Договор был по второму типу.
  • zaharow-leonid Леонид Захаров 6.04.11 ср 19:59 #
    А если я как работодатель буду на своём предприятии платить, скажем, женщинам по 20 тыс. руб., а мужчинам - по 30? Возмущённым женщинам я скажу, что зарплата на предприятии - 20 тыс., а мужчинам я доплачиваю от щедрот - имею право. Однако меня обвинят в дискриминации женщин и будут, безусловно, правы. (Пример не придуманный, хотя и не мой лично.)
    • Yakushev Андрей Якушев на zaharow-leonid 6.04.11 ср 22:17 #
      Если скажете, что от щедрот, то это самодурство. А если за то, что мужчины выполняют больше работы, то тогда справедливо.
      Или, например, курильщики будут получать на 20% зарплаты меньше, чем некурящие. А на эти деньги устраивать озеленение офиса.
  • Yakushev Андрей Якушев 6.04.11 ср 22:27 #
    Мы привыкли к тому, что каждое наше действие должно быть оплачено соизмеримо с затраченным трудом. Чем больше потрудились, тем больше должны получить. Но есть «награды», которые не могут быть делимы или измерены. Например, жизнь, любовь, дружба, счастье. Их не может быть больше, меньше, половина, десятая часть. Они либо есть, либо нет. Но часто бывает, что мы должны как-то потрудиться, чтобы получить, завоевать это. И каждый человек, в меру своих способностей трудится над этим по-разному: кому-то всё даётся легко, а кто-то всю жизнь пыхтит, чтобы получить эту целую и неделимую награду. Но это же не значит, что тот, кому было тяжело это получить, должен получить больше.
    • zaharow-leonid Леонид Захаров на Yakushev 7.04.11 чт 0:20 #
      Теоретическое обоснование идеи притчи безукоризненное. Но как применить её к практическим ситуациям? Вот совсем конкретный пример. В есть Эрмитаж. Коллизия возникла несколько лет назад. Билеты для россиян стоили 15 рублей. А для иностранцев - 150. Справедливо ли это? Руководству Эрмитажа в массовом порядке (и в прессу) стали поступать жалобы на несправедливость (не от иностранцев, они-то знают по своим музеям, что вход в музей такого уровня везде ещё дороже), а от тех горожан, которые пытались провести своих гостей-иностранцев по 15-рублёвым билетам и бывали остановлены на контроле. Действительно, почему они за своих гостей должны платить в 10 раз больше? Где справедливость?! А вот как ответил директор Эрмитажа Пиотровский: "Билет в такой музей стоит 150 рублей. Иностранцы не платят больше, они платят нормальную цену. А вот для россиян, многие из которых не смогут платить полную стоимость, я изыскал возможность сделать скидку. Надо сказать спасибо за скидку, а не жаловаться, что я не могу её сделать всем".
      И у жалобщиков своя правда, и у Пиотровского - своя.
      • Yakushev Андрей Якушев на zaharow-leonid 7.04.11 чт 0:32 #
        Пиотровский молодец! Он очень справедливо рассудил и объяснил. И я бы, как посетитель, не обижался на это.

        Но, Леонид, притча-то не о ценообразовании, не о маркетинге, не о рынке труда, а о Царстве Небесном. (Почитайте её в контексте; ссылка после текста).
        • maksim Максим на Yakushev 7.04.11 чт 3:36 #
          Честное слово, я не пойму о чём спор. Дать или не дать лишнего - дело дающего. Мало ли чего кому захочется!
          Неужели справедливость у берущего, а не у дающего? Вот если дающий дал не так, как договорились, то это - не справедливо.
        • maksim Максим на Yakushev 7.04.11 чт 3:52 #
          Разговор о том, чем измеряется справедливость, а не о том, что это такое - справедливость.
          Справедливость измеряется договором!
      • maksim Максим на zaharow-leonid 7.04.11 чт 15:50 #
        Целый день сегодня находился под впечатлением от притчи Пиотровского. Молодец! И он, и Леонид - порадовали!
    • maksim Максим на Yakushev 17.11.16 чт 2:14 #
      В конце концов мы все получаем то, что заслуживаем. Это вопрос перспективы - он не сиюминутный. Я где-то недавно вычитал: "Иметь возможность трудиться - это уже сама по себе большая награда."
      • Yakushev Андрей Якушев на maksim 17.11.16 чт 9:10 #
        Трудится, работать... этимология слов не очень: трудно, раб...
        Для меня работать - это самовыражение. Поэтому полностью согласен, что это - награда.
        • maksim Максим на Yakushev 20.11.16 вс 10:08 #
          Если бы было легко, то какая была бы этимология?
          И какой же это труд, если легко? Не в преодолении ли смысл?
          • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 11:20 #
            Понимаете, Максим, слово должно выражать основную мысль, главную цель.
            Я бы назвал это "проявлением себя" - проявляться.
            И смысл не в том, чтобы придумать себе трудности, а в том, чтобы выразить себя, проявить своё умение и отдать его плоды людям.
            Слово "дело" мне больше нравится.
            • maksim Максим на Yakushev 20.11.16 вс 11:38 #
              Андрей, как я понял, мы друг друга поняли.
              Как-то раз сижу в жару под солнцем, варю мусорки на заказ. Проходит мужик мимо:
              - Ох! Тяжёлая у тебя, Максим, работа!
              - Вова, почему тяжёлая - если я её люблю?! Секс тогда тоже - тяжёлая работа?

              Тут есть вопрос про "легко", но Вы, как обычно ушли от ответа. ;-)))

              Про трудности. Вот альпинист идя в горы какую цель преследует? Избежать трудностей?
              • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 11:53 #
                Максим, если считаете, что я "ушёл от ответа", то я, скорей всего, не понял вопроса. Перефразируйте пожалуйста.

                У альпиниста цель - самопознание. Он ищет свой предел. Неужели его походы в горы он сам называет трудом? Несмотря на то, что ему трудно, он же не ответит на вопрос: "Ты где трудишься?" - "В горах". И работой он это не называет. Вот обучение альпинизму он может назвать работой или трудом.
                • maksim Максим на Yakushev 20.11.16 вс 11:58 #
                  Трудиться - трудно.
                  Работать - раб.
                  .... - легко?

                  Да, Андрей, самореализация. Он САМ захотел и САМ пошёл. А придя домой его работа не столь трудна - он сосульки с крыш сбивает. Однако... (просто, как мысль для раздумий, не более.)
                  • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 12:00 #
                    Любимое дело - легко.

                    Если любимое дело ещё и может кормить, то человек счастлив. В противном случае, он сначала 8 часов работает, а потом приходит домой и занимается хобби.
                    • maksim Максим на Yakushev 20.11.16 вс 12:11 #
                      :-)) Ну, это Вы придумали. Я бы тогда сказал, что - это то, что хорошо получается.
                      • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 12:18 #
                        Ну пусть так. Что это меняет? Всё равно в основе не лежат ни трудности, ни рабство.
                        • maksim Максим на Yakushev 20.11.16 вс 12:40 #
                          Со словом "работать" более менее понятно. Но над словом "трудиться" - надо ещё поработать.

                          "Хорошее лёгким не бывает."
                          • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 13:28 #
                            А мне кажется, что бывает.
                            Если хотите примеры, давайте очертим границы, а то я скажу, что спать - это хорошо и легко.
                            • maksim Максим на Yakushev 20.11.16 вс 13:37 #
                              Самореализация?
                              • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 14:06 #
                                Хорошо. Пожалуйста: стихи от Бога - сами ложатся на лист, хорошие, и не трудно.
                                • maksim Максим на Yakushev 20.11.16 вс 14:37 #
                                  Да! До тех пор пока стихи не работа и не труд - они хороши.

                                  Но Вы правильно заметили, "от Бога". Как-то сошлись все звёзды в одном месте, посветили и разбежались. И вот собрать их снова вместе, ох, как трудно.
                                  • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 14:46 #
                                    Да не трудно, Максим! Ну что же Вы на пустом месте трудности выдумываете?

                                    У каждого человека есть что-то, что от Бога. Нашёл - и делай. А как начинается выдумывание всякого бреда, так появляются и трудности.
                                  • Yakushev Андрей Якушев на maksim 20.11.16 вс 14:48 #
                                    До тех пор пока стихи не работа и не труд - они хороши.

                                    А вот здесь Вы очень правильно заметили!
                                    Всё дело в цели. Когда человек ставит целью - зарабатывать деньги, так любой талант становится уродливым. Поэтому цели должны быть вне денег. Тогда деньги будут идти дополнением. И жить на что - будет, и дело будет приносить радость людям.
                                    • maksim Максим на Yakushev 21.11.16 пн 4:37 #
                                      Да! Они хороши либо как средство, либо как результат.


                                      "Время от времени появляются студенты, которые поступают в наш ВУЗ именно ради знаний."
                                    • maksim Максим на Yakushev 22.11.16 вт 8:59 #
                                      "Деньги тем всего подлее и ненавистнее, что они даже таланты дают. И будут давать до окончания мира." Федор Достоевский «Идиот»
          • ivanov Александр на maksim 20.11.16 вс 13:12 #
            В старорусском, Максим, слово "нужно" (нужник от него) означало... тяжко.
            • maksim Максим на ivanov 20.11.16 вс 13:35 #
              Нужда - это скорее необходимость.
            • maksim Максим на ivanov 21.11.16 пн 7:00 #
              Согласитесь, Александр, что "блудил и заблудился" это не одно и тоже с "блуждал и заблуждался".
              • ivanov Александр на maksim 21.11.16 пн 12:09 #
                А в каком-то смысле весьма близко) И не стоит забывать, что первоначально слова имели иной смысл. К примеру, стыд образовано от студ - студить, морозить, выставить голым на позор (и зимой)
  • Yakushev Андрей Якушев 6.04.11 ср 22:30 #
    Кстати, часто видел эту притчу в трактовке, будто хозяин виноградника видел, что работники не справляются и поэтому шёл за новыми. И ещё, каждому, кого приводил потом, говорил, что даст именно 1 динарий.
    Здесь же (это именно библейский текст) и причины похода другие и обещание последующим не конкретное.
    • maksim Максим на Yakushev 7.04.11 чт 3:42 #
      Андрей, в такой трактовке смысл притчи совсем другой. Разговор о справедливости и зависти превращается в разговор о конкуренции.
  • GVS Григорий Сергеев 7.04.11 чт 7:46 #
    Есть вариант рассказа этой истории более понятный. Там есть ответ на вопрос почему? Почему он нанимал - не из-за того, что ему не хотелось видеть праздных и не из-за доброты, а просто, потому что не справлялись с уборкой виноградника ранее нанятые, а судно, гружоное виноградом должно было уйти вечером, и для того, чтобы не платить "мёртвый фрахт" (в сегодняшней терминологии), приходилось нанимать тех, кто дорого ценил свою работу. Таким образом сначала он нанял тех, кто оценивал свою работу в динарий, потом тех, кто в два динария, и видя что они всё равно не погрузят всё судно до вечера, нанял тех, кто оценивал свой труд в пять динариев. И вот когда они подходили за расчётом, то те кто проработал меньше времени - получили больше денег.
    В данном варианте притчи, на мой взгляд неудачном, не ясны мотивы, стремления и побуждения (для тех кто вообще в первый раз прочтёт притчу, не для тех, кто разбирается в вопросе).
    • Yakushev Андрей Якушев на GVS 7.04.11 чт 8:57 #
      Мда... Библия уже становится конструктором, откуда каждый, кому не лень, берёт нужный ему сюжет и переделывает его, как ему нужно.
      • GVS Григорий Сергеев на Yakushev 7.04.11 чт 10:55 #
        Такое веяние нельзя трактовать однозначно - уж слишком стары тексты Библии, а мир, в котором мы сейчас живём, изменился настолько, что уже влияет на неизменную веками человеческую природу. Когда это станет слишком явно - появится много переделок.
        • zaharow-leonid Леонид Захаров на GVS 7.04.11 чт 13:25 #
          Каких ещё ждать изменений! Мир с библейских времён изменился так, что уж явнее некуда. И переделок за сотни и даже тысячи лет - не просто много, а очень много, чему мы даже в обсуждении этой притчи явились свидетелями. Некоторые из переделок, как мы видим, полностью меняют смысл. По существу это уже другие притчи. Другое дело, что администрация сайта считает, что переделки притч недопустимы. И у неё на это есть веские основания.
          • GVS Григорий Сергеев на zaharow-leonid 7.04.11 чт 15:03 #
            То, что мир изменился - сомнений нет. Я писал о духовной стороне людей - считается, что все апостолы суть различные психологические типы. Сегодня мы не столько наблюдаем добавление новых типов, хотя есть и такое, сколько изменения существующих. Притчи Библии находят отклик и сегодня, но для их понимания уже нужно определённое усилие. Даже прочитать необходимо не один раз, не то что сходу понять и осмыслить.

            Всё наследие Библии, включая работы старых мастеров (картины и графика) уже невозможно освоить без изучения апологетики. И что-то такое же нужно для изучения притч.
          • Yakushev Андрей Якушев на zaharow-leonid 7.04.11 чт 22:52 #
            Почему же недопустимы? Пожалуйста. Кто же может запретить переделывать что-то.
            По поводу переделок притч написал на форуме, поскольку это общая тема.
  • maksim Максим 15.11.16 вт 2:13 #
    Недавно зашёл разговор в одной компании о порядочности. Разговор был непринуждённый и была возможность порассуждать. Я рассказывал эту притчу пяти людям (все участвуют в найме людей на работу). О, шок! В компании из шести человек было шесть мнений по поводу этого виноградаря-хозяина дома. Мне всё время казалось, что вывод из этой притчи однозначный... :-(
    • deminu Юра на maksim 15.11.16 вт 19:53 #
      Мне кажется, что c оплатой труда существует путаница подобная путанице в соотношении себестоимости и цены. Это вещи совершенно не связанные. Себестоимость связана с трудозатратами изготовителя, а цена с карманом потребителя. Но, вообще-то, не понятно, зачем вся эта сказка про наем работников? Неужели ради примитивной психотерапии: кто при жизни был ничем, тот на небе станет всем?
      • Yakushev Андрей Якушев на deminu 16.11.16 ср 8:49 #
        Думаю, да.
        Дело в том, что фарисеи, с детства изучавшие священные писания и следовавшие всем правилам, указанным в них, считали, что это - единственный путь к спасению. Но Иисус сказал, что этого не обязательно. Что можно принять Бога после целой жизни в грехе и получить спасение. Т.е. не обязательно в этой жизни становиться "кем-то".
      • maksim Максим на deminu 16.11.16 ср 13:38 #
        Эта примитивная психотерапия для того, чтобы показать что такое хорошо, а что такое плохо.И потом кто-то неудачно приписал про первых и последних, чем испортил замечательную мысль от Иисуса.. Кстати, я тут много нелепых приписок к притчам (особенно к христианским) читал.

        А если говорить о том, куда клонил Иисус , рассказывая эту притчу, то действительно: конец у всех один и каждый получит по своему ОДНОМУ динарию и потому нет смысла кому-то завидовать.
    • maksim Максим на maksim 16.11.16 ср 2:19 #
      Начну с себя:
      - Мне всегда казалось, что порядочность в отношениях - это поступать всегда так, как договорились независимо от того, как меняется обстановка. Если хочется что-то изменить по причине неразумности, то надо сесть и обсудить это с тем кого это касается после предыдущего договора.
      - Второе мнение было женское. "О! Я бы так никогда не поступила!". Надо было первому больше заплатить, чем остальным.
      - Третье: надо было зарплату в конвертах выдать.
      - Четвёртое: было как у Григория, чуть выше. В смысле, что для хозяина важно было убрать виноград, а не думать о том кто кому сколько должен.
      - Пятое было от человека, который впахивал недавно за троих, но получили все трое поровну. Он сказал, что больше в этой конторе работать не будет! - обиделся!
      - Шестой сказал, что у него тоже был случай, когда собрались все работать вместе. Рассчитывали на одну зарплату, получилось значительно меньше. И что теперь? С кого спрашивать?

      За последние десять лет эту притчу я рассказывал сотни раз и почти всегда у моих слушателей было ОСОБОЕ мнение.
      • Yakushev Андрей Якушев на maksim 16.11.16 ср 8:52 #
        Максим, если отстраниться от того, зачем Иисус рассказывал эту притчу, скажите, Ваша точка зрения (про то, что надо договариваться) поддерживает то, как поступил хозяин виноградника сделал?
        • maksim Максим на Yakushev 16.11.16 ср 14:08 #
          Между ближними можно не договариваться. Ближние потому и ближние, что между ними, как бы, существует договор - больше не нужно.
          Приступая к отношениям с посторонними, особенно к деловым, чем больше оговорено, тем меньше при расчёте будет проблем.
          В любом случае никогда нельзя преступать в одностороннем порядке за условия договора. Мало ли что потом кому в голову взбредёт. Договор есть договор.

          Действительно, я не считаю хозяина виноградника (ХВ) не правым. В конце концов - это его дело кому сколько платить свыше договора(или платить по договору)...
          Я ни когда не рассказываю последнюю фразу притчи, считаю, что она лишняя. Притча ситуационная.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет