Обсуждение притчи Стакан соевого соуса

Это случилось в дзэнском храме в Японии. Однажды утром произошло очень большое землетрясение. Половина храма рухнула. Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн, немедленно собрал своих учеников и сказал:

— Посмотрите. Теперь вы должны увидеть, что представляет собой настоящее качество человека дзэн. Произошло землетрясение, но во мне ни на йоту не было страха. Я оставался таким, как будто ничего не происходило. И это ещё не всё. Вы, должно быть, видели, как после окончания землетрясения я пошёл на кухню, поскольку испытывал жажду, и выпил большой стакан воды. Вы видели, что мои руки даже не дрожали, когда я держал стакан?

Один ученик улыбнулся. Священник почувствовал раздражение и спросил:

— Почему ты смеёшься?

— Ваше преподобие, то был не стакан воды. То, что вы выпили, был большой стакан соевого соуса!

 

Когда вы хотите пустить пыль в глаза, реальность, так или иначе, просочится наружу.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Yakushev Андрей Якушев 27.12.07 чт 14:58 #
    Стыдно как-то стало за этого священника...
    • Olga Ольга на Yakushev 27.12.07 чт 17:34 #
      По-моему, он просто смешон, этот священник.
      И я, кстати, не понимаю, как это возможно - испытывать стыд за человека, который этот стыд не испытывает?...
      • Yakushev Андрей Якушев на Olga 28.12.07 пт 0:19 #
        Вот не знаю. Сказал, что почувствовал.
      • xina Лена на Olga 28.12.07 пт 12:36 #
        Это так по-человечески - хвастать :)
        Кто никогда не хвастал, пусть бросит в меня камень :)
        • Yakushev Андрей Якушев на xina 28.12.07 пт 20:17 #
          Вот, наверно, и стыдно потому, что ощутил себя на его месте, в момент, когда хвастовство (ложь) раскрывается.
        • Olga Ольга на xina 29.12.07 сб 19:59 #
          А при чем здесь "хвастовство"?
          В этой притче речь не о "хвастовстве", а об очковтирательстве.
          О ханжестве.
          О лицемерии.
          • Yakushev Андрей Якушев на Olga 29.12.07 сб 23:35 #
            Я бы так не сказал. Это скорей выдавание желаемого за действительное. Он не просто говорил, что не испугался, он хотел, чтобы так было на самом деле.
            Мне кажется, что эти его слова - жалкая попытка заглушить свой же собственный стыд за то, что испугался.
            • Olga Ольга на Yakushev 30.12.07 вс 12:08 #
              Всё было бы так, если бы речь шла об обычных людях, но...

              Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн...

              в контексте изложения получается, что священник этот врал всю свою прошлую жизнь.
              То бишь - занимался очковтирательством.

              :))
              • Yakushev Андрей Якушев на Olga 30.12.07 вс 14:24 #
                Ну почему же врал? Просто он выдавал желаемое за действительное.
                Ведь он от чистого сердца желал этого и верил, что так оно и есть. Я не думаю, что эти утверждения были его заранее спланированной ложью и манипуляцией.
                • Olga Ольга на Yakushev 30.12.07 вс 22:14 #
                  Незнание закона не освобождает от ответственности.
                  Даже если этот человек был глубоко убежден, что он - "человек дзен", тем не менее, не являясь на самом деле "человеком дзен", он занимался очковтирательством.

                  А не чувствовать своего"несоответствия занимаемой должности" нормальному человеку просто невозможно.


                  :))
                  • Yakushev Андрей Якушев на Olga 31.12.07 пн 1:11 #
                    На счёт закона Вы правы, но в законе есть такое понятие, как умысел. Так вот, "очковтирательство" подразумевает этот умысел, а в данной ситуации его, скорей всего, нет.
                    • Olga Ольга на Yakushev 31.12.07 пн 10:45 #
                      Ладно, если "очковтирательство" такой "узкоспециализированный уголовно-кодексный" термин, то можно заменить его на более жизненный - "пудрить мозги".

                      А насчет "умысла"... быть такого не может, чтобы его не было.
                      Ибо должно же что-то держать всю эту "конструкцию" из учеников и последователей при том условии, что учитель на самом деле - не человек дзен.
                      • Yakushev Андрей Якушев на Olga 31.12.07 пн 18:12 #
                        Ольга, а Вы знаете чёткую грань, до которой человек ещё не дзэн, а после неё уже дзэн.
                        Вот Вам иллюстрация:
                        Жил-был христианин. Сам с рождения считал себя христианином, и все его считали христианином. Но вот однажды подошёл к нему мужик на улице и ударил по лицу, так, что тот упал. Тогда христианин поднялся и ударил мужика по лицу не менее сильно, нарушив тем самым указание Христа о том, что нужно любить врагов своих и подставить другую щёку тому, кто ударил по правой.
                        И что, всю жизнь этот человек пудрил мозги окружающим, называя себя христианином?
                        • Olga Ольга на Yakushev 10.01.08 чт 21:39 #
                          Эту "грань" я могу "знать" только для себя.
                          Для других я, естественно, не могу эту грань определить.

                          И что, всю жизнь этот человек пудрил мозги окружающим, называя себя христианином?

                          Да. Выходит, что так. Пудрил.
                          • xina Лена на Olga 12.01.08 сб 11:42 #
                            Здорово :)
                            Выходит, что если человек всю жизнь провёл жизнь в преступлениях, а потом погладил собачку, то он просто пудрил мозги окружающим? :)))
                            • lotos Ната на xina 12.01.08 сб 14:02 #
                              Приветствую Вас и благодарю за Ваш вопрос! Через него я вспомнила цитату мудреца:
                              "Тот,кто "возвращается" из мрака,должен принести его с собой,обратив в свет.
                              Надо использовать свой опыт для того,чтобы подняться выше с Великой силой.
                              Поэтому тот,кто "возвращается" из "далека",ВЫШЕ того,кто был ВСЕГДА вблизи.
                              Существенно не то,где вы стоите,а КУДА И С КАКОЙ СИЛОЙ двигаетесь.
                              МЫ пришли сюда,чтобы "ИСПЫТАТЬ ВОЗВРАЩЕНИЕ" . Это - самое ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ!"
                              Менахем Шнеерсон

                              Я, надеюсь,что понятно выразила свою мысль?!Никого не хотела обидеть,просто поделилась своим мнением и я знаю точно,СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ-столько и мнений и каждый имеет ПРАВО думать так,как он хочет,исходя из своего жизненного опыта.И если чьё-то мнение не совпадает с моим,то это не повод для непонимания. Благодарю.
                            • Olga Ольга на xina 12.01.08 сб 23:57 #
                              Какие странные у вас примеры, xina...
                              Этот человек "пудрил бы мозги" в том случае, если бы всю жизнь убеждал бы всех, что терпеть не может гладить собак, а потом взял бы, да и "погладил бы собачку".
                              • xina Лена на Olga 13.01.08 вс 1:46 #
                                А что смущает? Перфекционизм не очень полезен для психики.
                                • Olga Ольга на xina 13.01.08 вс 11:52 #
                                  Вы вообще, о чем?...
                                  • xina Лена на Olga 17.01.08 чт 20:08 #
                                    Ольга, простите :)
                                    Первоначальная ваша реплика навела меня на две мысли, не связанные с притчей непосредственно, вот я и "зависла" в каком-то смысле на вас. :)
                                    Не берите в голову :)
                      • xina Лена на Olga 1.01.08 вт 15:37 #
                        А когда конюх приводит вороного коня, называя его гнедой лошадью, кто пудрит мозги, что конюх "великий мастер"? :)
                  • xina Лена на Olga 1.01.08 вт 15:32 #
                    "А не чувствовать своего"несоответствия занимаемой должности" нормальному человеку просто невозможно."

                    Чем сложнее и универсальнее должность, тем шире должен быть диапазон соответсвия должности. По идее, тот, кто соответствует по минимуму должен сильно отличаться от того, кто соответствует по максимуму.
              • xina Лена на Olga 30.12.07 вс 19:09 #
                :))А человек дзен уже не человек?
                • Olga Ольга на xina 30.12.07 вс 22:15 #
                  Это уже "другой" человек, не такой как все.
                  Вы разве не знали?...
                  • xina Лена на Olga 1.01.08 вт 15:21 #
                    Я знаю, что мы все разные :) , а значит, в каком-то смысле все "другие"
          • xina Лена на Olga 30.12.07 вс 3:07 #
            Ханжество и лицемерие - это двойная мораль. Не то же самое, что очковтирательство.
            Я так думаю :)
            • Olga Ольга на xina 30.12.07 вс 12:10 #
              Очковтирательство - это всего лишь "инструмент" ханжества и лицемерия.
              • xina Лена на Olga 30.12.07 вс 18:52 #
                Т.е. , когда рыбак от рассказа к рассказу всё больше разводит руки, силясь отразить истинный размер добычи - это ханжество и лицемерие?
                • Olga Ольга на xina 30.12.07 вс 22:16 #
                  Не знаю, возможно, у него просто зудит в подмышках...
                  • xina Лена на Olga 1.01.08 вт 15:27 #
                    Ладно :) Другой пример: учитель ин-яза на доске допускает грамматическую ошибку...
                    Это очковтирательство, лицемерие или ханжество?
                    Надо ли у него забрать диплом? :)
                    • Olga Ольга на xina 10.01.08 чт 21:42 #
                      Это непрофессионализм и дилетанстсво.
                      Явление столь широко распространённое, что ежели позабирать у всех неучей дипломы, учителей в школах не останется совсем. Почти.
                      • xina Лена на Olga 12.01.08 сб 11:40 #
                        Вы подходите к вопросу с завидным юношеским максимализмом :)

                        Для меня показательным является не сама ошибка, а реакция на указание ошибки. Один учитель оскорблённо выставит ребёнка за дверь, другой запретит впредь "умничать", а третий просто похвалит за внимательность.
  • GVS Григорий Сергеев 28.12.07 пт 14:10 #
    В этом и есть соль дзен - со стороны обычный человек и поступки те же самые - смысл поступков и их видение изнутри самим человеком (в данном случае Священником) совершенно другие, нам недоступные, что в общем подтверждено выше и Учениками и нашими с Вами рассуждениями. Он заморочил не только учеников, но и нас заставил подумать над тем что "изменилось". Поступок тот же - но взгляд на него другой. А это и есть самый важный момент.
    • GVS Григорий Сергеев на GVS 30.12.07 вс 20:54 #
      Это писал ОШО. Пример он привёл неправильный - из самой притчи не следует то, о чём он подытожил. Это скорее скрытая кривина на христианство во главе с Исой превращавшим воду в вино. Нельзя доверять никому. Даже Ошо. Он с нами играет - разыгрывая всех.

      Если вернуться к притче - то может быть два варианта:
      - обучение учеников методом "никогда не делайте так как я"
      - и обучение учеников принципу "вы сами есть главное мерило своих поступков и всего остального"

      Вдумчиво оглянитесь вокруг - сможете вы сами обучить хотя бы одного ученика тому что знаете, если "да", то почему у вас его (ученика) - "нет?"
      Сможете принять жутко солёный соус за воду? Даже при опасности.
      • Yakushev Андрей Якушев на GVS 31.12.07 пн 1:07 #
        Во-первых, не думаю, что здесь нужно так усложнять. Хотя, понимая, что притчи многогранны, и что каждый сможет найти даже в самой простой крупицу того, к чему он готов, то, может быть, такой скрытый смысл тут возможен.
        Во-вторых, при опасности можно что угодно не заметить. Так что, принять солёный соус за воду вполне реально.
        • OlgaO ОляО на Yakushev 1.01.08 вт 14:10 #
          Каждый на своём уровне...достаточно бывает, просто на пару мгновений прийти на уровень высказывателя и всё встанет на свои места...Тому священнику неведом стыд и неведомо ханжество и непонятно, что он лицемерит, он просто на своём месте и смотрит на всё своими глазами, а коль нам дали возможность посмотреть на это - достаточно прийти к нему - он ещё не осознал себя и потому всё не совсем так...но те кто видит это - уже осознают себя и принимают ещё неосознанное кем-то....вернее - кого-то другого со всем тем, что в нём, который ещё не осознан собой.
          • GVS Григорий Сергеев на OlgaO 1.01.08 вт 20:10 #
            прекрасно сказано, спасибо.
          • robo123 Мысли на OlgaO 25.08.15 вт 2:05 #
            каждый на своём уровне.. расчетливости. более высокий уровень прогнозирует расчет уровня ниже. тот кто спрогнозировал принимает еще не рассчитанное кем то при условии если это не идет против личной выгоды
  • Ramana Олег Ра 12.01.08 сб 22:18 #
    Здесь даже более важен Ученик, а не священник. Дело не только в том, что священник слишком много о себе говорил, потому и потерял авторитет. Это закономерно. Мы люди это и замечаем в первую очередь - отрицательное. Но, Ученик проявил истинное Спокойствие и Осознанность, потому как и во время буйства стихии, и после, он охватывал своим разумом и сознанием все происходившее вокруг него, даже ошибки других людей - в этом случае Священника выпившего в волнении нечто иное. Вот, как мне видится, здесь заложен второй, положительный смысл этой притчи.
    (с уважением к остальным уже ранее высказанным мнениям)
    • Yakushev Андрей Якушев на Ramana 12.01.08 сб 22:22 #
      Согласен, ученик был на высоте (в момент землетрясения). Но должен ли он был говорить об этом священнику?
      • Ramana Олег Ра на Yakushev 12.01.08 сб 22:29 #
        Почему бы и нет? Осознанный человек не может не намекнуть о бахвальной речи, которая зашла уж слишком далеко. ... с УЛЫБКОЙ ... пусть даже это было б проверкой, устроенной Священником - а как бы он иначе выделил достойного.
      • ivanov Александр на Yakushev 24.08.15 пн 18:25 #
        Андрей, вы задаёте свой вопрос, как тактичный европеец. В дзене же были даже специальные практики разоблачения лжеучителей. Например, бродячий монах являлся в монастырь во время какой-то внутренней их процедуры и резко кричал что-то не ожидавшему этого настоятелю. Если тот терялся и не знал, как ответить, то изгонялся, как лженаставник.

        Другая версия толкования сей притчи, а не традиционная, если б имела место, меня больше заинтересовала бы. В дзене любят коаны-загадки. И, предположим, священник выпил соус, интересуясь тем, кто заметит это? Таковым оказался лишь один из учеников.
        • maksim Максим на ivanov 24.08.15 пн 18:38 #
          Всё было очень просто: обычные люди в обычном коллективе собрались по интересам... а дальше всё как везде среди людей. Это мы со стороны: "О! Дзэн! О! Учитель!" А он такой же, как все, просто в одной области человеческих знаний "наковырял" чуть больше других.
  • maksim Максим 23.08.15 вс 17:46 #
    "Если вы слабы, вам приходится хвастать, чтобы выманить одобрение и обожание толпы."
    Шрила Радханатха Свами
  • maksim Максим 24.08.15 пн 18:56 #
    "В такие минуты я так расслаблен, что мне было всё равно, что соус, что землетрясение - учитесь, салаги!"

    По-бурятски это звучит: "Хама улгэ", другими словами - "безразлично". А иначе (уже по-русски) - это полное распиз...во.
    • ivanov Александр на maksim 24.08.15 пн 19:44 #
      "Жалко было оставлять погибать соус")
      • maksim Максим на ivanov 25.08.15 вт 5:30 #
        Вершина скупердяйства. ;-))

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет

Бесплатная доставка в интернет-магазине Притчи.ру