Обсуждение притчи Неужели?

Дзэнский Мастер Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной жизнью. Неподалёку жила красивая девушка, родители которой держали продуктовую лавку.

В один прекрасный день родители обнаружили, что их дочь беременна. Они были вне себя от ярости. Девушка отказывалась назвать отца ребёнка, но после долгих настояний назвала Хакуина. В большом гневе родители пришли к Мастеру.

— Неужели? — единственное, что произнёс он в ответ на лавину их упрёков.

Когда ребёнок родился, его принесли к Хакуину со словами:

— Это твой ребёнок, так что забирай его!

Мастер только произнёс:

— Неужели?

К тому времени он потерял всякое уважение окружающих, но это совсем не волновало его. Он старательно ухаживал за младенцем, брал у соседей молоко и всё необходимое малышу.

Через год юная мать всё же не выдержала и сказала родителям правду. Настоящим отцом ребёнка оказался молодой человек, работающий на рыбном рынке. Отец и мать девушки сразу же побежали к Хакуину, стали просить у него прощения, долго извинялись перед ним и попросили вернуть им ребёнка. Хакуин охотно простил их. Возвращая ребёнка, он сказал лишь:

— Неужели?

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • lotos Ната 17.01.08 чт 13:18 #
    Конечно,ведь ОН же- МАСТЕР,и чтобы ЕМУ не "умереть со скуки",Он и "создал" себе такую ситуацию,чтобы и другим помочь:- научить "правде" и не только... - людей, и себя -"занять" хорошим делом, ведь ОН целый год был "при деле"...- воспитывал,ухаживал за ребёнком.И тем самым "уча" людей справляться со своими "пороками",и кто то "справляется" с ними,а кто то нет(и это нормально,ведь кто то ещё только в начале "своего Пути"- к любви,а значит к БОГУ,а кто то уже у "дверей" познания).Все мы находимся в одной "ШКОЛЕ ЖИЗНИ",только каждый на "своём месте"(в классе и за партой,и даже на каком ряду тоже).И только "выпускные экзамены" у каждого СВОИ.И биологический возраст,и образование(фактическое)здесь- в "школе жизни" - не играет абсолютно НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ,потому что это(уже) -БОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА,ДУХОВНАЯ ШКОЛА и никакая "учёная степень" не поможет, ПОМОЧЬ МОЖЕТ,только - "ЛЮБОВЬ В СЕРДЦЕ".
    • Ramana Олег Ра на lotos 18.01.08 пт 0:10 #
      Ты совершенно права, Наталья, в отношении Школы Жизни и втом, что только Любовь в Сердце является оценкой и мерилом Пройденного Пути, ибо для чего все наши Знания (имея в виду духовные) - для того чтобы научиться жить в Гармонии с Божественным внутри себя и действовать сответственно этому, так и с ближними обращаться как с самим собой.
      Об этом и притча!
      Единственное, в чем я не могу согласиться с тобой (ты уж извини), но поскольку Он уже был Мастером, то он не мог "содать себе ситуацию", тем более "от скуки" - тогда он не был бы мастером дзен. Об этом говорят и его ответы! Он принимает все обстоятельства жизни, как саму Жизнь, как Настоящее в котором ему приходится совершать деяния, жить в Настоящем моменте. Поэтому он без осуждения, даже не спорит с обвинителями, берет ребенка на воспитание, отдает его беспрекословно - для него неважно мнение людей о нем, а важна само Осознание себя, Всеобъемлющее Проживание каждого мига жизни, совершение повседневных дел как самых важных дел на СЕЙЧАС - Это и есть Жизнь Мастера! Единственное -он каждый раз удивляется повороту (или подаркам судьбы) и с восторгом и неподдельным удивлением наивно восхищается и спрашивает - Неужели?!
      • lotos Ната на Ramana 18.01.08 пт 1:15 #
        Я приветствую Вас Ramana!И попытаюсь объяснить:
        во первых:я не случайно поставила эти слова в ковычки, это значит,что желание МАСТЕРА(а в сердце КАЖДОГО МАСТЕРА (потому он и МАСТЕР)есть ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ! И поэтому,из "желания" быть "полезным" людям(в данной ситуации-это жители деревни,где жил МАСТЕР,а раз уж ОН МАСТЕР,то и "знал"(предчувствовал,догадывался ,или ещё как,это не так важно) что "творится" в Душах,окружающих его людей,или кому,как,где и чем, ОН может помочь.Вот и когда, "пришла",скажем так...-"подходящая" ситуация,то он и решил её ТАК,как и должен поступать (не только МАСТЕР,но и каждый ЧЕЛОВЕК,что бывает,к сожалению не так часто).
        А Его "неужели" - просто "предотвратило" его от всяких объяснений,Его поступков (точнее сказать:"отделался без лишних вопросов").
        Незнаю,получилось ли, у меня, объяснить то, что я "имела ввиду"?!В любом случае спасибо за Ваш вопрос,в следующий раз буду обращать больше внимания,на то,чтобы было понятнее,то,что я пишу.
        во вторых: я нисколечко не обиделась,а даже благодарна,за Вашу внимательность.
        Благодарю,лотос.
        • Ramana Олег Ра на lotos 18.01.08 пт 13:53 #
          Приветствую Вас, Lotos! Наталья, я ни в коем случае не подвергаю сомнениям Вашу способность к чувствованию ситуации отражаемой в притче. Просто может действительно в обсуждениях и беседах (особенно в переписке) каждое слово и фраза важны и необходимо обрашать внимание на возможный второй смысл или неточности, возможность неправильного понимания нашей речи. Моя подруга Настена также независимо от меня отметила указанный мной в предыдущем сообщении момент, поэтому я и откликнулся. Я же хотел подчеркнуть особенность подхода к хорошим дзенским притчам - важно столько не то, что совершается в притче или говорится, но что за этим стоит - состояние сердца и духа. Мастер может попросить учеников показать или сделатьчто-либо, и оба совершают одни и те же действия (есть такие притчи). Но один - никудышный ученик, а второй - достойный. Разница здесь только в том, что же Мастер видит за совершаемым действием в душе ученика. Тем более такой подход надо учитывать, если говорится о Настоящем Мастере дзен. А в этой притче - ОН СОВЕРШЕНЕН! СПАСИБО!
          • lotos Ната на Ramana 18.01.08 пт 14:58 #
            Приветствую Вас,и с благодарностью принимаю все Ваши замечания,Вы правы абсолютно! Благодарю,лотос.
      • Olga Ольга на Ramana 19.01.08 сб 12:27 #
        Полагаете, он "удивляется"? :))
        Сарказм не допускаете? :))
        Он же - Мастер, он столько знает об этой жизни и об этих людях, что его мало что может удивить, я так думаю.
        Помимо знаний о людских добротетелях и пороках он обладает знанием, что "спорить и доказывать" что-либо этим людям бесполезно. Человек должен ко всему прийти САМ и только САМ.
        Поэтому мастер и ограничивается одним лишь коротким вопросом, возможно, в надежде, что вопрос этот заронит в умы сомнение, которое впоследствии разовьётся в преобразование.

        Я так думаю... :))
        • Ramana Олег Ра на Olga 19.01.08 сб 13:33 #
          Привет, Ольга! Вы вполне правы - конечно допускается и сарказм, и спорить с этими людьми у него даже и мысли нет - невозможно их переубедить, пока не пройдет время и жизнь сама не расставит все по своим местам, по справедливости.
          Но в сарказме уже больше человеческого действия (то от чего Мастер, если он Истинный Мастер дзен, уходит, потому что он в своих действиях является Никем или Нечто) - оценка поступков людей, желания их переделать, дать им понять что-либо ... но я шел в чувствовании притчи от Высшего состояния в дзен - Растворенности и Осознанности в Бытии. А тогда, Принятие всего происходящего и Восхищение Жизнью неизбежно проявляются вместе, поэтому в его вопросе непременно должно быть и Изумление и Радость! Правда?! ... и вот прошло время, и люди изменились и приносили извинения. Совершенное деяние принесло свои Добрые Плоды! Однако, он специально его не делал, не придумывал, он относился к этим событиям, как к тому с чем он встретился и что приходится делать, как само собой разумеещееся, ибо Добродетельная Жизнь во всех ее проявления и есть Его Совершенный Дзен! И в то же время Он - Никто!
          Спасибо! С уважением и Любовью, Олег :-)
          • Olga Ольга на Ramana 19.01.08 сб 17:59 #
            Да, вы правы, "сарказм" - это слишком человеческое.
            Но в любом случае, вопрос был задан именно с такой целью, чтобы он "повис в воздухе", чтобы "материализовался". Я так думаю... И как это назвать я не знаю. Пришло в голову первое "человеческое" слово "сарказм", вот я его и произнесла.

            :))
        • Yakushev Андрей Якушев на Olga 19.01.08 сб 15:53 #
          Полностью согласен.
          "Неужели" - это скорей не удивление от души, а выражение того, что поступки окружающих неадекватны или глупы.
          • Olga Ольга на Yakushev 19.01.08 сб 18:03 #
            Да, и вот кстати... возможно, я слишком мало знаю дзен... но то, что я знаю, в принципе, позволяет мне лично думать, что мастера дзен не стесняются в выражениях, сталкиваясь с человеческой "глупостью и неадекватностью", так что вполне мог быть и "сарказм" в том самом смысле. :))
            • lotos Ната на Olga 19.01.08 сб 20:01 #
              Мне хочется высказать своё мнение по этому вопросу:
              - Возможно вы и правы-Ольга,но... в данном,конкретном случае,присутствовала "невинная душа младенца",а как Мастер мог подвергнуть,в данной ситуации ЕЁ (Душу младенца)которая,пока ещё -не заслужила такого "испытания"?!
              Как Вы думаете,возможен такой вариант? Благодарю, лотос.
              • Yakushev Андрей Якушев на lotos 19.01.08 сб 22:10 #
                О каком испытании Вы говорите?
                • lotos Ната на Yakushev 19.01.08 сб 22:50 #
                  Я имела ввиду - "человеческое равнодушие" к жизни ребёнка ...: -ИМЕННО ЕГО - МАСТЕР и не мог допустить,по отношению к ребёнку.Он- то,в чём виноват,что его мама была (в то время, которое ребёнок находился,на попечении МАСТЕРА)"не в ладах со своей совестью",а дедушка с бабушкой,а папаня ребёночка, они что,тоже не в счёт?! Взрослые "заварили кашу"-а почему ребёнок должен "расплачиваться" за их "равнодушие" к нему лично?!
                  Но,к сожалению,вот из таких вот ситуаций,и состоит вся наша жизнь,вот мы и "учимся",благодаря такой помощи всех Мудрецов,в целом(через притчи, цитаты,и свои ситуации,из своего личного опыта)чтобы "открыть свои внутренние глаза",а точнее "услышать" тот Божественный голос,который доступен абсолютно каждому: - ЭТО НАШИ ЧУВСТВА! Только ЧУВСТВАМИ мы можем "увидеть","услышать" БОГА и ЕГО ПОДСКАЗКИ для нас - ДЕТЕЙ ЕГО.
                  Надеюсь,я понятно объяснила?!
                  Благодарю,лотос.
                  • Olga Ольга на lotos 20.01.08 вс 13:20 #
                    Мне кажется, об этом Мастер не думал вообще.
                    На то он и Мастер.
                    :))
              • Olga Ольга на lotos 20.01.08 вс 13:14 #
                Простите, lotos, я плохо понимаю, при чем тут "невинная душа младенца" вообще и "испытание" в частности.
                Не могли бы вы скорректировать свой вопрос?
            • Ramana Олег Ра на Olga 19.01.08 сб 20:22 #
              Да, ладно - не обижайтесь Ольга! дело тут не в наших с вами взглядах, а в том, что же есть Высшая Истина. Необходимо понять и приблизиться к ней с помощью тех же Притч (Совершенных притч). Поэтому я лично всегда стараюсь увидеть и ощутить Совершенное Действие Человеческого Духа.

              Иногда Учитель вроде бы совершает, с человеческой точки зрения, грубое деяние: бьет ученика палкой, обзывает его, выгоняет вон, заставляет выполнять "бессмысленный" труд ... для лишь одного, чтобы ученик Пробудился от иллюзий к реальности в самом себе, к Полному Осознанию, к отказу от своего Описания. В данной притче Мастеру учить некого, кроме Самого Себя и исполнения Своего дзен - "он потерял всякое уважение окружающих, но это совсем не волновало его" (цитата). Можно допускать конечно, что он подумал что-то еще - но притча дает нам Совершенный Образ и позволяет принимать его в Чистоте Духа и помыслов.

              Я не защищаю здесь свою позицию, а стараюсь объяснить Совершенство Мастера Дзен, отраженное в притче! Так что не принимайте это обсуждение близко к сердцу или противостояние Вам. С уважением к Ольге, Наталье и Андрею!!! Вы замечательные люди! Спасибо Вам всем!
              • Olga Ольга на Ramana 20.01.08 вс 13:25 #
                Ду ну, что вы, Олег! :))
                Я нисколько не обиделась. :))
                Напротив, меня по-хорошему поразили ваши слова:

                ... но я шел в чувствовании притчи от Высшего состояния в дзен - Растворенности и Осознанности в Бытии. А тогда, Принятие всего происходящего и Восхищение Жизнью неизбежно проявляются вместе, поэтому в его вопросе непременно должно быть и Изумление и Радость! Правда?! ...

                :))
                • Ramana Олег Ра на Olga 20.01.08 вс 13:32 #
                  Спасибо, Ольга! значит ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЧУВСТВОВАЛИ ЭТО!!! это показывают и Ваши последние комментарии! Благодарствую!
  • ExploreR vitaly 20.01.08 вс 0:39 #
    А по-моему мнению, здесь дело не в ребенке, а в том, что любой поворот судьбы стоит принимать таким какой он есть: не вести глупых споров, не раздумывая принимать подарки и быть готовым вернуть подарок судьбы.
    Это не равнодушие - это стоическое смирение +)
    • Olga Ольга на ExploreR 20.01.08 вс 13:32 #
      По-моему, всё-таки, "смирение" - это понятие, подразумевающее некую оценку происходящего.
      В данном же случае происходит совершенно безоценочное принятие ситуации как одного из вариантов развития Мира и себя как части Мира.

      :))
  • xina Лена 20.01.08 вс 15:00 #
    Неужели? = Разве? =Возможно ли? - это очевидное сомнение в том, что слышат. У людей, которые общаются с мастером, очень неустойчивое представление о реальности. До тех пор, пока представление о реальности не осилит следующую ступеньку, люди готовы принять любую, даже бредовую версию реальности, для того, чтобы у них была хоть какая-то возможность в этой реальности сориентироваться и действовать, перекладывая ответственность за свои шаги на кого-нибудь другого. Действовать, предаваться угрызением совести и тут же оправдываться одновременно им крайне сложно, а хочется. Мастер не сильно рисковал, когда принимал на себя их представления о реальности, потому как он живёт с реальностью в согласии, и достаточно хорошо представляет себе как то, что происходит, так и то, чем это кончится. Последнее «неужели» и подчёркивает отношение мастера к мотивам поведения этих людей и их извинениям.
    • lotos Ната на xina 20.01.08 вс 15:10 #
      Спасибо ВАМ!!!!!!!!!!!!!!ВЫ спасли меня от "ответов на вопросы"!
      БЛАГОДАРЮ,лотос.
  • maksim Максим 19.09.15 сб 4:24 #
    Неужели после этого вернулось к Мастеру уважение окружающих? Или ему всё равно?


    Согласно сутре, Будда однажды сказал: "Постой, погоди, молчи. О высшей истине не надо даже думать".
    • Yakushev Андрей Якушев на maksim 19.09.15 сб 9:57 #
      Думаю, ему всё равно.
      • maksim Максим на Yakushev 19.09.15 сб 10:08 #
        Одно точно: это не бизнесмен. Или точнее: неужели он бизнесмен?
        • Yakushev Андрей Якушев на maksim 19.09.15 сб 10:14 #
          А вот представляете, не все люди бизнесмены! Вот ведь удивительно!..
          • maksim Максим на Yakushev 19.09.15 сб 10:15 #
            ;-)) Бизнесмены все, просто не у всех получается. И не для всех бизнес - это деньги.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет