Обсуждение притчи Напоминание

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

 

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Yakushev Андрей Якушев 19.05.08 пн 13:18 #
    Какая точная концовка у этой притчи!
  • Manya Manya 21.05.08 ср 12:22 #
    как часто мы игнорируем шепот... Ибо склонны видеть намерения в поступках других людей, приписываем им всевозможные мотивы, и не трудимся узнать в чем на самом деле дело.
    • AndreyF Андрей на Manya 21.05.08 ср 13:22 #
      Часто просто ленимся обращать внимание на "слабые сигналы" пока они не перерастут в явные, иногда слишком явные... :))
  • anchutca Анна 21.05.08 ср 12:41 #
    По смыслу и содержанию все достаточно точно, но по форме... Слегка пошловато написано, вам не кажется?
    • AndreyF Андрей на anchutca 21.05.08 ср 13:20 #
      Скорее излишне банально и прозаично... :)
    • Yakushev Андрей Якушев на anchutca 21.05.08 ср 14:43 #
      А в чём пошлость?
      • anchutca Анна на Yakushev 21.05.08 ср 17:11 #
        Как раз-таки втом, что банально, прозаично и еще - в примитивности реакций и трактовок этих реакций. Взрослый дяденька пустил слезку от жалости к бедненькому инвалиду. А попробуйте перевести эту притчу в реальность, представьте этого дяденьку на обычной российской дороге. Пусть он будет, скажем, провинциальный предприниматель, с кучей проблем типа рэкета, штатом подчиненых, вечно смотрящих в рот и ждущих повышения зарплаты, истеричной женой и малолетней дочерью, переживающей все прелести переходного возраста. Или пусть он будет простой работяга, живущий в общежитии с одним туалетом на два этажа, для которого эта машина - единственный источник дохода. И теперь представьте, какое потрясение должен испытать РЕАЛЬНЫЙ человек, поняв, что не только у него есть в этой жизни проблемы, да еще к тому же поставленный перед фактом, что его проблемы - не самые грандиозные в мире. Когда он поймет всю глубину своего равнодушия - если поймет, - вряд ли дело решится "слезкой". А оставлять на память вмятину на машине - совсем уж пошло. Зачем? Чтобы, воспользовавшись случаем, рассказывать о своем душевном перерождении всем встречны-поперечным? Кстати, чтобы не спрашивали, почему переношу на уровень реальности - в этой притче слишком много конкретного, она в общем-то не вписывается в законы жанра, поэтому так и воспринимается. Примитив.
        • Yakushev Андрей Якушев на anchutca 21.05.08 ср 19:12 #
          Анна, Вы только что рассказали своё видение жизни, той жизни, которая окружает Вас, и которую Вы сами создали вокруг себя.
          А я вот, взрослый дяденька, живу другой жизнью и не могу рассказывать эту притчу без дрожи в голосе. И среди моих знакомых есть не мало таких же взрослых дяденек, которые поступили бы так же, как и герой этой притчи.
        • Yakushev Андрей Якушев на anchutca 21.05.08 ср 19:16 #
          По поводу "закона жанра" и "примитива" - не устаю восхищаться мудростью притч даже в том, что они "не даются" тем, кто не готов их воспринять.
          Анна, в притчах каждый находит лишь то, что ищет: кто-то эстетическое удовлетворение, а кто-то изменение собственных взглядов.
        • AndreyF Андрей на anchutca 22.05.08 чт 0:54 #
          Да, притча в чём-то банальна и прозаична, в чём то даже наивна. Да, подозреваю, что нашлись бы люди, которые просто прибили бы и мальчишку и его брата инвалида... :) Но вопрос в другом - что каждый из нас увидел в этой притче. Так как она - всего лишь очередное зеркало, которое отражает нас... :))
      • Olga Ольга на Yakushev 21.05.08 ср 23:30 #
        Пошлость в стилистике а-ля "бразильский сериал". Слезливый и "гипертрофированный".
        Притча должна быть мудрой, а не сопливой.
        • AndreyF Андрей на Olga 22.05.08 чт 1:05 #
          Однажды вот также банально и прозаично у моих знакомых на глазах умер отец семейства. Его прихватил приступ, он упал, а они стояли на обочине дороги и отчаянно пытались поймать машину. Никто так и не остановился. Скорая ехала до них час. Когда врачи приехали, выяснилось, что привези его в больницу кто-нибудь хотя бы на 20 минут раньше - он остался бы жив. Вот такой вот "бразильский сериал", банальный и прозаичный... :) Мне вот только одно интересно, а чего ожидают те люди, кто ехал мимо лежащего на обочине человека и размахивающих руками женьшин? Подозреваю, что им кажется, что им то помощь не понадобится или придёт сию секунду. И будет так казаться до последней секунды... :))
          • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 22.05.08 чт 3:22 #
            Я, Андрей, Вас не понимаю. Вот здесь Вы сказали, что эта притча излишне банальна и прозаична. Так что же, в описанной Вами истории тоже не хватало оригинальности и поэзии?
            • AndreyF Андрей на Yakushev 22.05.08 чт 9:07 #
              Андрей - одно относится к форме притчи, другое - к её смыслу... :) По смыслу я согласен с вами, а вот по форме, она действительно скорее напоминает историю из жизни, нежели притчу. Потому, наверное, так и "зацепила". Именно своей банальностью и прозаичностью... :) Я же здесь описал почти такую же банальную житейскую историю, которая произошла рядом со мной, почти на моих глазах. И эта история, увы, правда. Но она при этом не притча. Я прекрасно видел, какое воздействие она оказывает на людей. К сожалению - большинство просто пугается или им не приятно, но врядли их это чему-то учит... :) Тут, как говорил один мой хороший знакомый: "Метафоричнее надо, зачем же так прямо?" :)
              • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 22.05.08 чт 14:59 #
                А что, истории из жизни не могут быть притчами?
                Знаете, если так, то добрую половину текстов, размещённых на этом сайте надо было бы удалить отсюда, а оставить только истории про говорящих животных и вещей.
                Когда Лао Цзы встречался с Конфуцием, это тоже была история из жизни, но, почему-то оказалась потом притчей. А ведь они, кроме того, в своих речах ещё и морализировали, что, по мнению многих, недопустимо в притчах.
                • AndreyF Андрей на Yakushev 22.05.08 чт 15:44 #
                  Не всякая история из жизни становится притчей и не всякая притча является историей из жизни... :) Если рассматривать этот текст именно как притчу, а не историю из жизни, я вижу сразу несколько очень интересных вопросов. Первый. Что мешало мальчику просто выйти на дорогу и перегородить движение? Он мог сделать это двумя часами раньше и не причинил бы этим никому ущерба. В подобной ситуации я бы сам так и поступил. Получается, что поведение мальчика как минимум неоднозначно. Он вроде как просит помощи, но делает это так, что его два часа никто не хочет замечать, а потом, вместо того, что бы сообразить, что пора бы действовать решительнее и выйти на дорогу - он сразу кидает камень. :) Поведение водителя также является гипертрофированным. Если он такая тонкая и чувствительная душа, столь эмоционален, то почему он объехал детей? А если он достаточно психически устойчив, то не понятны мотивы его слёз и дальнейших поступков... :) Подобные вещи воспринимаются на бессознательном уровне и "цепляют", что мы и видим в коментариях к притче... :))
                  В реальной жизни люди поступают часто сложным и неоднозначным образом. Например, моим знакомым просто не пришло в голову выйти на дорогу. И было очень больно потом осознать, что они могли это сделать, но не сделали. Посмотреть на это можно по разному, понять мотивы поступков и сделать свои выводы.
                  Притча же, на мой взгяд, отражает некую идею. Когда притча написана удачно, идея видна чёткой и не замутнённой, она нравится людям, близка и понятна им. А вот когда притча мутновата и не однозначна (как чаще всего бывает с историями из жизни) - она порождает самые разнообразные реакции. :)
                  • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 22.05.08 чт 16:23 #
                    1. Андрей, Вы, наверное, очень смелый человек. Я, когда был маленький, да, наверное, и сейчас тоже, очень боялся машин. Меня дважды выдёргивали из-под носа машины. Поэтому я бы никогда не решился встать посередине дороги и собою остановить машину — страшно.
                    2. На дорогах много попрошаек, которым не нужно ничего, кроме денег. Даже самый чувствительный и сердобольный человек может проехать мимо, т.к. «знает» что им нужно. Кроме того, в тексте не говорится, что мальчик-инвалид находится в какой-то обозримой близости. Может он находится чуть в стороне.
                    3. Действие происходит в Америке. Там даже в магазин ездят на машинах, поэтому обратиться к прохожим, скорей всего, не представилось возможности из-за отсутствия последних.
                    4. На то она и притча, чтобы упростить возможно сложную ситуацию, чтобы представить именно суть.
                    5. Согласен с Вами, что когда притча написана удачно, идея видна чёткой и не замутнённой, она нравится людям, близка и понятна им. И эта притча — яркий пример таковой: её рейтинг достаточно высок, и 18 человек добавили её в избранные.
                    • AndreyF Андрей на Yakushev 22.05.08 чт 20:17 #
                      Андрей, мотивы и поступки людей в этой истории мне ясны. Почему ребёнок мог просто не видеть иного выхода - тоже. Что же до качества этой истории как притчи - то она скорее манипулирует людьми эмоционально, нежели чему то действительно учит. Потому на неё так и реагируют - одни добавляют в избранное, другие замечают манипуляцию и возмущаются... :)
                      • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 23.05.08 пт 3:36 #
                        Одни притчи воздействуют на ум: задают задачу, решить которую не получится сходу. Тогда нужно подключить голову. А решив её, получаешь какое-то знание, решение, может быть, своей жизненной ситуации. Другие притчи воздействуют на эмоции. Почему Вы решили, что первое лучше второго?
                        Может быть действительно, для Вас оно так и есть, но зачем же хаять это прилюдно, называть пошлостью?
                        Знаете, а ведь эта притча действительно для Вас, для Вашего ума. Если Вы в спокойной обстановке посидите и подумаете над тем, что же Вас так завело в ней, на какую такую "больную мозоль" она наступила, то, возможно, и Вам получится решить какую-то свою жизненную задачу. Если, конечно, захотите...
                        • AndreyF Андрей на Yakushev 23.05.08 пт 12:35 #
                          Андрей, как мне кажется, хорошая притча целостна. И вне зависимости от того, на что она больше обращает внимание - на эмоции, ум, воображение, душу - остаётся таковой. Тут целостность всё-таки нарушена. Впрочем, об этом я написал достаточно. :)
                          Что же до жизненой задачи - тут вы абсолютно правы. Возможно этих задач даже несколько. И, эта притча, а скорее что-то, что было в её обсуждении меня "зацепило". Искренне надеюсь, что это поможет мне решить мои задачи... :)
          • Olga Ольга на AndreyF 22.05.08 чт 8:51 #
            Это очень грустная история, AndreyF. Но это - история, которую можно рассказывать в дружеском кругу. История, а не притча.
            Есть такое понятие - законы жанра. И когда полученный результат диссонирует с законами жанра, лично у меня положительных впечатлений быть не может.
            • AndreyF Андрей на Olga 22.05.08 чт 9:10 #
              Согласен Ольга, собственно именно это я чуть ранее и написал Андрею Якушеву. :)
            • Yakushev Андрей Якушев на Olga 22.05.08 чт 15:09 #
              Интересно, что касаемо притчи, «законы жанра» прописаны достаточно размыто: аллегория и нравственно-дидактическая цель. Смотрим: аллегория есть? Шёпот и камень — подразумевается камень не в прямом смысле и имеется в виду не только ситуация с машиной. Эта ситуация — лишь иллюстрация, аллегория, подразумевающая гораздо большее. Нравственно-дидактическая цель, думаю, тоже очевидна.
              А вот остальные нюансы жанра каждый себе додумывает сам. Не буду отказываться, и я тоже, занимаясь притчами уже 6 лет, определил для себя какие-то критерии притчи. А вот если взять одноимённое сообщество на ЖЖ или белорусский сайт — брат этому, то там понятие притчи гораздо шире.
              Так что, Оля, Андрей, не судите строго, пожалуйста.
              • AndreyF Андрей на Yakushev 22.05.08 чт 20:12 #
                Подмена слова притча словом аллегория, естественно многое объясняет... :)) Законы жанра для притч есть. Во-первых притча должна включать у человека творчество, давать ему пищу для ума и побуждать его думать. Иначе это не притча, а нотация или того хуже - нравоучение с "нравственно дидактической целью" :) Потому она должна быть достаточно абстрактной и метафоричной, что бы с одной стороны отвлечь человека от обыденного (иначе он будет проявлять теже обыденные, автоматические реакции, включая защитные, что собственно и происходит при чтении нотаций), а с другой показать ему в другом, но изоморфном или подобном контесте некую идею, передать некое сообщение... :) Если притча составлена хорошо и выдерживает эту грань, человек видит и замечает то, от чего он при иных обстоятельствах просто отмахнулся бы... При этом притча может отражать одну или несколько идей, может быть многоуровневой, или же содержать открытый финал, больше побуждающий самостоятельно соображать и творчески искать разнообразные смыслы. :) С этой точки зрения качество притчи - в том, что бы чётко и ясно передавать ту идею или сообщение, которые в неё заложены. У Владимира Тарасова в его "Книге для героев" есть прекрасный пример этого (там где описывается казнь ребёнка).
  • Moldavan Виктор 22.05.08 чт 19:08 #
    Не велика заслуга - помочь мальчишке на дороге. В мире так много шепота, что не услышать и крика. Не понятно, чего здесь больше: желания помочь или страха получить камнем по голове.
    • AndreyF Андрей на Moldavan 22.05.08 чт 20:25 #
      Браво Виктор! В том то и суть, что из этой истории мотивы поступков до конца не ясны. Да, и ездить мимо плачущих детей инвалидов на поцарапанном ягуаре знаете ли как то пошло... :))

      Почему мальчик запустил камнем именно в дорогой ягур, а не машину по проще? Из истории складывается впечатление, что он увидел по тому, как водитель их аккуратно объехал, что это как раз человек внимательный и запустил в него камнем. В итоге камнем получил не глухой к шёпоту и даже крику водила местного камаза, а внимательный к людям водитель ягуара... :) А это уже совсем другая история с совершенно иным "дидактическим смыслом" :))

      В итоге прекрасная идея быть внимательным к ближнему и помогать ему, когда он просит о помощи превращается в полную противоположность... :)
      • Moldavan Виктор на AndreyF 22.05.08 чт 20:53 #
        Где нет глубины - много пены
      • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 23.05.08 пт 3:31 #
        Андрей, ну что же Вы крутите? Что же Вы юлите?
        Здесь Вы 8 минут до того сказали, что мотивы поступков Вам ясны... А теперь отказываетесь от своих слов.
        • AndreyF Андрей на Yakushev 23.05.08 пт 12:26 #
          Андрей, всё достаточно просто. С одной точки зрения (на одном уровне) - чисто эмоциональной, мотивы поступков ясны. С этой точки зрения смысл притчи прост и очевиден. Но с этой же точки зрения она получается скорее не притчей, а поучением, причём банальным, прозаичным и плоским. :) А вот если посмотреть на эту же самую историю с иных точек зрения, мы увидим совершенно иные смыслы и мотивы поступков, а с ними и иные смыслы, уровни и подтексты. Причём целостной картины из них получить не получится (как это получается в притче, составленной хорошо) и они местами будут просто противоречить друг другу! Причём некоторые из них представляют собой банальные манипуляции. Вот это то и вызвало подобные коментарии... :)
          Можно, естественно, видеть лишь только то, что хочется. Например, поверхностный "нравственно-дидактический смысл". Но представьте себе, что получится, если таким образом посмотреть на известную притчу про рыбу и удочку? Получится что жестокий человек не дал страждущему рыбу! :)) Ценность притч, и этого сайта, на мой взгляд, в том, что он включает творчество и помогает людям соображать и самостоятельно думать, смотреть глубже, чем мы привыкли это делать обыденно. Научить и помогать учиться самим, нежели поучать. :))
    • Yakushev Андрей Якушев на Moldavan 23.05.08 пт 3:24 #
      Страх обычно порождает агрессию. Трусы - самые активные забияки. Поэтому, если б это был страх, то мальчик бы получил как минимум хороший подзатыльник, а его родители платили бы за ремонт кузова. Наказание - самое лучшее лекарство против собственного страха.
      • Moldavan Виктор на Yakushev 23.05.08 пт 6:58 #
        Люди хотят быть добрыми, но боятся людей. Его страх больше и сильнее. Это страх ночи длинных ножей. А страх агрессивный от гордыни - человек боится признаться себе, что боится и стремиться доказать обратное. Многих хороших бойцов ведёт к достижениям это чувство. Убеждённость в себе - вот лекарство. А наказание - это альтернативный страх.
  • shushak Вячеслав 27.08.08 ср 15:48 #
    красивая метафора о чувствительности к окружающему миру....
  • Milliard Jap 6.02.09 пт 3:55 #
    Прекрасная притча! Нам стоит быть более внимательней к окружающему миру! А вдруг кому-то нужна наша помощь!
  • Kudlatiy Кудлатый Мишка 22.09.10 ср 3:44 #
    По мне обычная история с замысловатым выражением в конце... мне теперь нельзя шепот игнорировать? и где он был там?
  • doktor-Sascha Александр 10.12.10 пт 19:33 #
    Напоминание
    (современная притча)

    Ехал однажды, на новенькой "тачке",
    Юный парнишка, за город, на дачку.
    И, прям на дороге…–" Ну-у-у, это излишек!"
    Увидел двоих он сидящих мальчишек.
    Скорость чуть сбавил, их объезжая,
    Опять возмутился: "Проехать мешают!"
    И только собрался ходу прибавить,
    Услышал: в машину ударился камень.
    Остановился. И выйдя с машины,
    Увидел он вмятину, чуть выше шины.
    За ворот схватил одного из мальчишек:
    – Ты знаешь ей цену?! Гадкий катышек!*
    – Дядя, простите меня, если сможете,
    Я думал, что Вы мне сейчас поможете:
    Мой брат инвалид, он свалился с коляски,
    Его не поднять мне, – закрыл рукой глазки.
    – Который уж час, мы о помощи просим,
    Но все проезжают, и пылью обносит!
    Какой ещё выход был у меня?
    Да никакого, кроме камня!
    Ведь Вы уже тоже проехали мимо,
    И повторилась бы та же картина!
    А если бы камнем не "приложились",
    Тогда бы и Вы не остановились!
    Парень помог усадить инвалида.
    И слёзы с трудом удержал он тогда.
    И комом сдавило горло ему.
    Такого бы он не желал никому!
    Затем, подойдя к машине своей,
    Взглянул он на вмятину возле дверей,
    И многие годы он ездит на ней,
    А вмятину ту не убрал до сих дней.
    Она ему служит напоминаньем:
    Нельзя игнорировать шёпот стенанья,
    А если забудешь об этом ты, парень,
    Тогда полетит в тебя снова тот камень!

    *катышек – испражнения коз, овец.

    10.12.2010. 2.03.


    © Copyright: Александр Кравцов 2, 2010
    Свидетельство о публикации №11012106114

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет