Обсуждение притчи Шесть шагов к мудрости (Хинг Ши)

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им, о пути человека к мудрости, он сказал им:

— Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шёлк, проходит человек похожий путь к мудрости.

— Как это? — изумились ученики, — расскажи нам, Учитель.

— Первый шаг — шаг рождения, — начал Хинг Ши, — как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.

Второй шаг — шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице питается он тем, что сам не собирал, совершая своей Второй шаг.

Третий шаг — шаг кокона. После того, как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем, спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг — сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек же, решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные, нити познания.

Пятый шаг — шаг закрепления, заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей, связывают в одну, более прочную шёлковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.

Тут, Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

— Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

— Шестой шаг — шаг соединения и гармонии, — ответил мудрец, — когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.

— Значит на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, — сказал Янг Ли.

— Но только на шестом она начинает приносить плоды, — улыбнулся Хинг Ши.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Nisajon Juliette 31.01.07 ср 21:07 #
    Существует ещё и седьмой, когда из нитей делают платье и в нём барышня мчится танцулькать на дискотеку, и не вспоминая о убитой паром гусенице-создателе мудрости. Мрачная стори, и несправедливая ко всему. Как в жизни...
    • Yakushev Андрей Якушев на Nisajon 1.02.07 чт 2:53 #
      Да что же это с Вами? Разве можно во всём искать мрачный конец?
      Вспомните про муху и пчелу!..

      Теперь по поводу седьмого шага. Пример красочный, но пожалуйста, перескажите его теперь конкретно к шагу (этапу) человека к мудрости. В чём его аналогия с реальностью? Или, в противном случае, это просто останется мрачной картинкой, отражающей что-то Ваше личное.
      • Nisajon Juliette на Yakushev 1.02.07 чт 9:21 #
        Я думаю, что сказка несправедлива, потому что "творца" мысли убивают и дело его используют. Только вот как используют? Это уже седьмой шаг. Есть и восьмой - когда мудрость (ткань) поизносится, её выбросят. Почему мне не нравится эта сказка: потому что здесь речь идёт о результате, о потреблении. Для потребителя - всё отлично, но для отдельного человека-гусеницы это трагедия его жизни, завуалированная высшей целью. Разве вы не видите, что в нашем обществе всё так и устроено? Человек работает, отдаёт свою жизнь во имя какой-то призрачной цели, будь то мудрость или возрастание объёмов продаж целофановых пакетов, а потом его просто обдают кипятком - вышвыривают на мизерную пенсию или оставляют на обочине жизни. О нём не помнят и не вспомнят, как о тысяче прядильщиков-гусениц, которых ждёт та же "награда". Есть замечательный рассказ Эмиля Ажара "Голубчик", в котором главный герой не может скормить мышь своему удаву, - ему жаль её. Он обращается к священнику за советом и тот говорит: "Накупите ему мышей побольше. Тогда перестанете различать. Вы так относитесь к ним, пока берёте по одной особи. Обособляете. А вы возьмите безликую массу - острота поуменьшится. Вблизи лишь видна личность".
        • Yakushev Андрей Якушев на Nisajon 1.02.07 чт 10:25 #
          Давайте Жульета, начнём с начала.

          1. В этой притче человек сравнивается с шёлком. (Путь человека к мудрости похож на путь шёлка.) Кого Вы сравнили с гусеницей?

          2. Теперь по поводу того, что кого-то выкидывают. Когда сужаешь свой взгляд до квадратного сантиметра, то всё, что происходит в этом квадратном сантиметре становится вселенской драмой.
          Представьте себе лося, который бежит по лесу. Красота! А теперь представьте себе друзей муравьишек, которые погибли в один миг все вместе от того, что какое-то огромное копыто наступило на их муравейник. Трагедия!
          А ведь в природе столько нелепых смертей, даже не для того, чтобы накормить кого-то, а просто нелепых. Но тем не менее, природа - очень гармоничный организм. И я скажу Вам, что и человеческий социум, как бы его не ругали, в глобальном масштабе тоже очень гармоничный организм. И даже погибшие цивилизации, такие как атланты и лемурийцы, несмотря на то, что они погибли (т.е. уничтожили сами себя), тоже были гармоничным организмом.

          3. Где Вы слылаши о том, что человек живёт и делает в своей жизни что-то лишь ради того, чтобы потом за это получить награду? Те, кто себе это вложили в голову, оказываются в конце концов... Сами знаете где. Давайте определим цели и задачи собственой жизни. И от точности этого определения будет зависить не только результаты нашей жизни, но и наше состояние.
          • Nisajon Juliette на Yakushev 1.02.07 чт 10:35 #
            :)))))))) Ну, Вы правы, конечно. Стори мне всё так же не нравится, но ответ Ваш очень! "Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань." И всё же мне кажется, что человека сравнивают с гусеницей, а шёлк с мудростью, нужно же кому-то плести. Иначе, кто в этом рассказе гусеница, так сказать, главный герой? Насчёт награды и речи не идёт. Имелось в виду само восприятие "справедливости" там, где её нет.
  • Olga Ольга 3.04.07 вт 18:39 #
    Самое трудное - это "убить в себе гусеницу".
    Такой приятный... такой надёжный... такой удобный кокон...
    Результат многолетних трудов... и вдруг - расстаться?!...
    Да ещё и - "кипятком"?!...

    И примирившись с невозможностью этого шага для себя так и живут люди в "коконах"...
  • logpoint Владимир 14.09.08 вс 1:50 #
    Очень понравилось.
    Хотя есть определенная тонкость в том, что если гусеницу не убить, она превратится в бабочку, проделает дырку в коконе и улетит :)
    • AndreyF Андрей на logpoint 14.09.08 вс 11:41 #
      Это точно, при этом, правда, в любом случае вплетая нить своей жизни в ткань бытия... :)
      • logpoint Владимир на AndreyF 14.09.08 вс 13:50 #
        Только вот шаги там другие, да и сама концепция меняется - из человека выходит не шелк, а нечто другое... Вообще притча многогранна, потому и удачна, хотя есть в ней некая расплывчатость, связанная, возможно, с тем, что на четвертом-шестом шагах выбирают оказаться немного людей.
        • AndreyF Андрей на logpoint 14.09.08 вс 14:47 #
          Столь ли существенно, на сколько кусков в воображении разделить верёвку, если верёвка одна и таже? :) По поводу притчи согласен - она и правда интересна тем, что многогранна. :)
          • logpoint Владимир на AndreyF 14.09.08 вс 15:38 #
            Веревка-то одна, только путь разный :)
            • AndreyF Андрей на logpoint 14.09.08 вс 16:18 #
              Да, пути могут быть различны. Но так ли это существенно, если они идут к одной и той же цели? :)
              • logpoint Владимир на AndreyF 14.09.08 вс 18:18 #
                Во-первых, цели могут быть разными. Во-вторых, пути даже к одной цели, как правило, разные, потому что люди разные. И даже если допустить единство в формулировании цели, пути все равно останутся разными, хоть их и можно разделить на общие этапы. Как в притче :)

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет

Партнёрская программа DirectADVERT