Обсуждение притчи Вспомнить себя

Ты помнишь многие вещи, — ты можешь стать Британской Энциклопедией; твой ум способен запомнить все библиотеки мира, — но это неправильное вспоминание. Есть лишь одно правильное вспоминание — в то мгновение, когда ты вспомнишь себя.

 

Гаутама Будда иллюстрировал это древней историей о львице, которая прыгала с одного холма на другой. Она была беременна и родила в прыжке. Её львёнок упал в стадо, и стадо вырастило его. Естественно, он стал считать себя овцой. Немного странно было, что он был такой большой, такой не похожий ни на кого. Но, может быть, он был уродом. Его воспитали вегетарианцем.

Он вырос, и однажды старый лев в поисках пищи приблизился к овечьему стаду. Он не мог поверить своим глазам. Среди овец гулял молодой лев во всём великолепии, и овцы его не боялись. Старый лев забыл о еде и погнался за стадом. Но молодой лев тоже побежал вместе со стадом. В конце концов, он поймал молодого льва. Тот плакал и рыдал.

— Пожалуйста, позволь мне вернуться к моим сородичам!

Но старый лев подтащил его к ближайшему озеру, тихому, без всякой ряби, которое было как чистое зеркало, и заставил его увидеть своё отражение в озере, а рядом отражение старого льва. Это было внезапной трансформацией. В то мгновение, как молодой лев увидел, кто он такой, он издал великий рык. Вся долина эхом отразила этот рык. Он никогда раньше не рычал, потому что всегда считал себя овцой и никогда в этом не сомневался.

Старый лев сказал:

— Моя работа сделана. Теперь всё зависит от тебя. Хочешь ли ты вернуться обратно в стадо?

Молодой лев рассмеялся и сказал:

— Прости меня, я совершенно забыл, кто я такой. И я безмерно тебе благодарен за то, что ты помог мне вспомнить.

 

Гаутама обычно говорил:

— Функция мастера в том, чтобы помочь тебе вспомнить, кто ты такой.

Ты — не часть обыденного мира; твой дом — дом божественного. Ты потерялся в забытьи. Ты забыл, что внутри тебя скрыт Бог. Ты никогда не смотришь вовнутрь — только наружу.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Ice Замыслов Слава 24.05.07 чт 18:06 #
    Как это, смотреть вовнутрь? Внутри отражение внешнего...
    • Olga Ольга на Ice 24.05.07 чт 22:16 #
      :) То есть - овца вместо льва?...
      • Ice Замыслов Слава на Olga 25.05.07 пт 13:35 #
        Это все меня путает :) Ведь действительно сложно увидеть в себе льва, будучи среди Нельвов, даже если ты действительно лев... Каково это взглянуть на стольо глубоко чтобы увидеть себя настоящего, а не себя в глазах других или себя желаемого в чужих глазах... Вот в чем вопрос.)
        • Olga Ольга на Ice 25.05.07 пт 14:28 #
          Каково это взглянуть на стольо глубоко чтобы увидеть себя настоящего, а не себя в глазах других или себя желаемого в чужих глазах... Вот в чем вопрос.)

          Да в жизни любого человека довольно часто случаются такие "моменты".
          Моменты глубоких потрясений.
          Ну, когда момент этот радостный - тут всё понятно: более ни до чего дела нет, задумываться ни о чем невозможно потому, что все мысли заняты совершенно другим. :)

          Но когда с человеком приключается неприятность, человек тоже не стремится задуматься над ситуацией.
          Вместо этого - клянёт жизнь, судьбу, окружение... впадает в отчаяние, одним словом...
          А ведь подобные ситуации - это самый простой способ "увидеть себя"...
          Было бы желание...
    • Yakushev Андрей Якушев на Ice 25.05.07 пт 4:02 #
      Это в уме отражение внешнего. Надо глубже смотреть.
    • Felice Алена на Ice 2.03.09 пн 20:46 #
      как раз таки - внешнее - лишь отражение внутреннего!
      ))))
  • ayc ac 23.04.08 ср 3:01 #
    Неблагодарная Бывшая Овца. Вот почему не львы, а люди цари зверей :)
    • AndreyF Андрей на ayc 10.05.08 сб 17:58 #
      Да, очевидно, что идея оставаться бараном из благодарности могла придти в голову только человеку... :))
      • ayc ac на AndreyF 2.11.08 вс 7:51 #
        Замените "овец" на "лошадей" - и для вас поменяется смысл (вы ведь лошадям симпатизируете больше, чем баранам, не так ли? ;-).

        А я имел в виду - не кусай дающую руку. Независимо от национальности дающего.
        • AndreyF Андрей на ayc 2.11.08 вс 10:06 #
          Если твоя внутренняя суть отличается от того, кем ты хочешь казаться - не имеет значение какая она - льва, барана, лошади или прочего сказачного персонажа. Баран среди львов смотрелся бы не менее импозантно... :) И тут твой выбор - можно измениться самому, а можно и вернуться к себе. Можно так же продолжать притворяться или даже играть в кого-то другого... :))

          А вот про национальность и дающие руки - исключительно ваши фантазии. Лев в притче никого не ел. Он мог даже взять стадо, которое его приютило под свою протекцию... Но этого в притче так же нет - так что это тоже фантазия... :))
          • ayc ac на AndreyF 2.11.08 вс 20:36 #
            Это не фантазия, это жестокая реальность:
            "Старый лев забыл о еде и погнался за стадом. Но молодой лев тоже побежал вместе со стадом. В конце концов, он поймал молодого льва. Тот плакал и рыдал. — Пожалуйста, позволь мне вернуться к моим сородичам!"

            Т.е. он был нормальным бараном, пока ему не сказали, что он лев. Именно его "внутренняя суть", как вы говорили, была бараньей (его тело - не львиное, он ел траву, а не мясо; его мозги не львиные - в них то же, что и у остальных баранов, общее воспитание). Он отличался только внешностью (голубые глаза, светлые волосы :), а не сутью. О том, что он лев, ему сказали, чтобы установился "нормальный порядок", и чтобы старому льву не приходилось больше "забывать о еде". И возможно ради "и я безмерно тебе благодарен за то, что ты помог мне вспомнить" (приобретенный должник - корыстный мотив, теперь старый лев будет его посылать на охоту, а не сам бегать :). Примитивный фашистский прием вербовки.

            Но баран, который уверовал в то, что он лев (и значит у него другие права "по праву рождения", чем у всех остальных баранов) - опаснее обычного льва. Потому что у него оружие льва, а мораль барана (от воспитания). У баранов нет запрета на убийства, потому что бараны не могут убить. Баран, который разглядел в озере свои зубы, не станет от этого львом. Он станет БЕШЕННЫМ БАРАНОМ.

            Ошо опять подменяет мораль притчи. Будда говорит о том, что ВСЕ - боги. И львы, и бараны. А Ошо приписал ему и фашистскую притчу, отвергающую этот принцип единства, предлагая разделять существ по спящим генам. "Молодой лев рассмеялся". Он уже считает взрастившую его семью недостойной его. Да все наши беды от таких вот зубастых баранов.

            Лев, случайно попавший к баранам, может стать настоящим львом, если он САМ, а не при науськивании "учителей", почувствует, что он лев. Вспомните сказку "гадкий утёнок". Там не было "учителя". И лебеденок просто улетел, а не перешел в стан тех, кто только что хотел слопать его братьев-утят. ВОТ правильная мирная притча о подкидыше, а не её ошо-переделка.
            • AndreyF Андрей на ayc 2.11.08 вс 21:37 #
              Есть разница между быть и казаться - вести себя и быть. Можно быть очень талантливым и проницательным, но казаться совершенно обычным человеком (такими были очень многие Учителя и Мастера, того же Дзен). :) То, что лев вёл себя как баран, ещё не означает, что он им действительно был. Старый лев просто это увидел и помог увидеть молодому... :)

              В нашей жизни часто встречаются люди, которые лучше нас видят, что мы из себя представляем. Все они так или иначе помогают нам увидеть это - самих себя. Некоторые это делают осознано и лично я тем людям, кто помог мне взглянуть на самого себя и заглянуть вглубь - очень благодарен. Для меня притча об этом. О том, что бы заглянуть в самого себя и увидеть кто ты есть. О людях, которые мне помогли это сделать. И о благодарности за это :)

              Уверовать можно во что угодно. Если это сделать слишком хорошо и оно будет достаточно заметно искажать реальную картину - это называется сумашествием. Вербовщики о которых вы пишете поступают противоположным образом по отношению к тому, что показано в притче - они всячески запудривают мозги и стараются исказить, скрыть от человека его настоящее я. И делают это целенаправленно, так как человек, который не видит своей сути (т.е. не является самим собой и не находится в хорошем контакте со своим бессозантельным), тем более воспринимающий себя искажённо - очень легко управляем и поддаётся манипуляциям. :)
              • ayc ac на AndreyF 2.11.08 вс 22:30 #
                AndreyF> "То, что лев вёл себя как баран, ещё не означает, что он им действительно был."

                Означает. Судите о человеке (ну, или звере :) по делам, по поступкам. Плач и рыдания - несомненно естественный поступок "овцы", но не "льва".

                AndreyF> "В нашей жизни часто встречаются люди, которые лучше нас видят, что мы из себя представляем."

                Учитель (настоящий) приходит тогда, когда ученик готов! Каждый, как и вы, вспомнит в своей жизни таких настоящих учителей. И, разумеется, мы все благодарны таким учителям.

                Но в этой притче я вижу совсем другую ситуацию. Бедный баран в львиной шкуре попал в затруднение, трепещет в лапах льва (если б он был готов стать львом, он бы не рыдал, а огрызался бы). И тут лев, о чудо, не ест его (у этого барана густая грива и толстая шкура, плохая еда) и говорит:
                - Ба, да ты не баран, а брат мой. Ты такой же как и я, ты тоже можешь хватать баранов и наводить на них такой ужас, в какой я привел тебя!
                Баран, не веря своему чудесному спасению, млеет от восторга "рассмеялся и сказал:
                — Прости меня, я совершенно забыл, кто я такой. И я безмерно тебе благодарен за то, что ты помог мне вспомнить." Дальше, несомненно, они съедят это стадо. И, конечно, "новый лев" из кожи вон вылезет, чтобы отблагодарить "учителя" - сам поймает и приведет на съедение льву самых вкусных из стада - своих сестёр. И т.д.

                В общем, примитивная вербовка, да еще под давлением - используя текущие затруднения неофита. (Попробуй не согласись с тем, кто только что мог съесть тебя, и по-прежнему может). И похоже на набор паствы разными сектами - они тоже любят "спасать" "падших львов". Могут вывести человека из кабака, бардели, даже дать денег поначалу. А потом "а хочешь стать таким же как я, Великим Учителем, и чтобы у тебя тоже не кончались деньги?". Это не просветление, это дальнейшее падение.
                • AndreyF Андрей на ayc 2.11.08 вс 22:55 #
                  То есть по вашему лев рыдающий как баран и баран это одно и тоже? А как быть в таком случае с тем, что лев может преднамеренно притворяться - например, что бы поохотиться? :)))

                  На мой взгляд, поступки лишь отражают человека, причём частично. Можно убить из любви, можно помогать ближнему из притворства. Поступки часто бывают вынужденными (оставаясь впрочем выбором человека). Можно казаться глупым и быть мудрым. Можно и наборот - казаться умным, а быть дураком. :)) (Сколько глупостей было совершено с умным видом, в том числе и мной самим :) ) Можно судить исключительно по поступкам - и довериться благообразному политикану. А можно увидеть за поступками человека и выиграть, пусть по поступкам он и кажется не достойным доверия. :)

                  Вообще-то, каждый из нас видит и в других и в окружающем мире то, что так или иначе отражает нас самих. :) Спасибо за интересную беседу. :)
                  • ayc ac на AndreyF 3.11.08 пн 0:24 #
                    То есть по вашему лев рыдающий как баран и баран это одно и тоже?

                    Совершенно верно. И не "по-моему", а просто "суди по делам их" - это проверенная временем общеизвестная народная мудрость, с которой я вполне согласен.

                    А как быть в таком случае с тем, что лев может преднамеренно притворяться

                    Всё может быть. Но в этой притче не тот случай :) Лев, притворяющийся бараном - это как великий писатель, притворяющийся предателем - что-то в этом солженицынское... ;)

                    Вообще-то, каждый из нас видит и в других и в окружающем мире то, что так или иначе отражает нас самих. :)

                    Разумеется. Если я попаду в лапы льва и буду блеять как баран - прошу и меня считать бараном, едой, и просвящать меня насчет моей человеческой якобы сущности будет уже поздно :)

                    Спасибо за интересную беседу. :)

                    Служу Советскому Союзу! :)
  • mik54195179 Михаил 28.04.08 пн 14:09 #
    В данном случае будем считать что лев это притчи которые пытаются вытащить нас из того стада в котором мы оказались благодаря отсутствия мудрого воспитания и показать нам какими мы должны быть.
    • AndreyF Андрей на mik54195179 10.05.08 сб 18:01 #
      Мир нам просто отражает то, какими мы и являемся внутри. И у нас есть выбор какими быть. Притча, как мне кажется про этот самый выбор, который мы делаем ежесекундно, а также про наше желание спрятаться и убежать от самих себя, которое (увы!) возникает заметно чаще чем хотелось бы... Потому и приходится вспоминать себя. :)
      • Olga Ольга на AndreyF 11.05.08 вс 11:10 #
        ... и тут мы опять вплотную подходим к вопросу: "бытие определяет сознание, или сознание определяет бытие?"...

        :))
        • AndreyF Андрей на Olga 11.05.08 вс 11:30 #
          Ответ: И :) И бытиё определяет сознание и сознание опеределяет бытиё :) Они взаимосвязаны :)
          • Olga Ольга на AndreyF 11.05.08 вс 15:47 #
            вот и я так думаю :))
          • xina Лена на AndreyF 11.05.08 вс 22:56 #
            А как быть с детьми "маугли"?
            • Olga Ольга на xina 12.05.08 пн 16:59 #
              А что с ними?!

              :))
              • xina Лена на Olga 13.05.08 вт 12:21 #
                У них бытиё определяет сознание полностью :)
                Видела сюжет про девочку, которую родители оставляли с собакой, чтобы не мешала. Когда девочку забрали соцслужбы где-то лет в пять, она умела виртуозно прыгать и бегать на четвереньках, "разговаривать" по-собачьи. С ней работали лучшие специалисты, но даже в 17 лет ей было проще на четвереньках, чем на своих двух, и легче общаться с собаками, чем с людьми. А ведь у неё изоляция от людей была неполная. У некоторых подобных детей обучаемость утрачена необратимо.
                Интересно, конечно, что в человеческой природе заложено такое, что он бывает в состоянии перерасти свою среду...
                • AndreyF Андрей на xina 13.05.08 вт 13:38 #
                  Попав к собакам она, конечно научилась общаться с ними по собачьи, но выражала то всё равно себя и по своему :) И это также предопределяло её бытиё. Поведи она себя иначе - её бы вообще могли загрызть :)
                  • xina Лена на AndreyF 13.05.08 вт 14:21 #
                    Собака домашняя :) А девочка - её детёныш. Став старше, она находила общий язык с любыми дворовыми или охранными собаками. Можно, наверное, назвать её вожаком стаи, но не человеком.
                    • AndreyF Андрей на xina 13.05.08 вт 15:59 #
                      И что? :) В любой идее можно увидеть её суть - а можно то, где она не работает :)
                      • xina Лена на AndreyF 14.05.08 ср 15:05 #
                        Ничего :) Это не в качестве опровержения, а как ещё один вариант. Если потенциально каждапя овца может стать львом, то интересно знать, почему этого не происходит. Бывает ведь и так, что лев, родившийся среди львов, становится овцой. А бывает, что возле льва только овцы, а он всё равно реализует свою природу, хотя ничего и не знает о других львах. Ломоносов, например.

                        Метафора в притче хороша безотносительно от того, что я тут пишу.
                        • AndreyF Андрей на xina 14.05.08 ср 15:53 #
                          Когда человек смотрится в зеркало - он сам выбирает, кого он там увидит - льва или овцу. Даже у овцы есть выбор - какой овцой ей быть. А у человека этот выбор гораздо шире. :)
                          • xina Лена на AndreyF 15.05.08 чт 23:51 #
                            Не знаю, не уверена. Образ овцы символизирует стадность. Если снять со слова "стадность" негативный оттенок, то останется естественное правило: толпа обезличивает и если среда однородна, то представителю этой среды достаточно сложно узнать о том, что у него есть выбор. Нужны причины для формирования автономности, которая позволила бы чувствовать себя чем-то другим или планка предписаний, к которой можно стремиться ( это уже пример верующих, не случайно многие из них не верят, что атеисты могут естественным путём жить по заповедям)
                            • AndreyF Андрей на xina 16.05.08 пт 0:56 #
                              Выбор есть независимо от того, хочет его видеть и замечает человек или нет. Человек сам выбирает, обезличиваться ему и уподабливаться остальным или быть самим собой. Часто человек вполне осознано прячется от этого выбора. :) Ссылаться на толпу, это означает перекладывать ответственность за свои поступки на окружающий мир. :)

                              Вся история человечества изобилует примерами того, как люди выбирали свой путь в самом разнообразном окружении и шли им. Будда, Христос, , Эдисон, Энштейн, Форд, Путин и миллионы (а то и миллиарды) тех людей, которые кардинально изменили свою жизнь и помогли её изменить множеству других людей. Могли бы быть "как все", но выбрали свой путь и стали сами собой. Кто и какую планку указывал Будде, который всю свою жизнь жил в роскоши дворца и которого готовили стать властелином Индии, что бы он покинул дворец? Кто показывал планку Христу? Кто внёс в ряды богатейших людей планеты Била Гейтса? :))

                              Планка предписаний нужна как раз баранам, которым пастух указывает куда идти. Это, кстати, ключевое отличие между предпринимателями и теми, кто на них работает. Первые сами выбирают свой путь и намечают цели. Вторые - ждут пока им укажут что делать другие. И это как раз та причина, по которой предпринимателей мало, а наёмных работников - много :)

                              Что же до "верующих", то большинство из них как раз таки представляют прискорбный пример стада. Те, кто нуждаются во внешних указаниях (будь то авторитеты, религия, государство, армия, корпоративные правила и т.п.) не видят и не верят в подобную способность у себя, а потому не видят её и в других :) В итоге они часто делят мир на львов ("святых", "великих", "гениев" и прочих "исключительных" в их представлении людей) и овец (т.е. всех остальных, к коим относят и себя). Львам в их представлении можно всё, а овцам нужны указания, планки, 10 заповедей, кодексы и т.п. :))

                              Есть на эту тему замечательная книга Эриха Фрома "Бегство от свободы". :)
  • ayc ac 2.11.08 вс 7:46 #
    Нацистская притча про избранный народ. Теперь он будет пожирать вскормивший его народ только на том основании, что оказывается он лев, и такова их традиция.
  • rainbow Светлана 23.11.08 вс 19:23 #
    :) Обсуждение читать было гораздо интереснее, чем саму притчу. На мой взгляд для того, чтобы показать смысл "познай себя" была взята не очень удачная ассоциация с видением своей внешности в зеркале воды.
    • AndreyF Андрей на rainbow 23.11.08 вс 19:48 #
      Это точно. Куда нас там только не заносило. :) Согласен - идея связывать внешность с тем кто ты есть - не самая лучшая. Мне кажется что в данном случае это было использовано просто для наглядности. В реальности свою сущность просто так в зеркале увидеть весьма сложно. :) Хотя если посмотреть на "зеркало" более глубоко и метафорически, например, как на нашу жизнь, наших друзей, поступки, окружение, общение, "случайности" которые с нами "происходят", то выяснится что вселенная очень хорошо отражает нам нашу суть. :)
    • xina Лена на rainbow 24.11.08 пн 15:30 #
      Зеркала разные бывают. Есть внутреннее зеркало, которое достаточно точно может показать разницу между тем, как мы привыкли себя воспринимать и тем, как мы себя воспринимали бы, если бы увидели беспристрастно.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет

Загружается, подождите...