Обсуждение притчи Два брата-близнеца

Жили-были два брата-близнеца. Один с самого рождения был весёлым и игривым, он радовался каждой даже самой простой игрушке, с удовольствием возился с разными жуками и лягушками. Казалось бы, даже во сне с его уст не сходила лёгкая солнечная улыбка. Он мог забыть сделать уроки, весь день гоняя за бабочками и строя грандиозные песчаные замки, а в школе с превеликим удовольствием принимал участие в разных конкурсах, викторинах и кружках. Долгими осенними дождливыми вечерами он читал у себя на чердаке дома книги о морских приключениях, представляя себя капитаном шхуны, отправляющейся на поиски несметных сокровищ. Дождь, хлеставший по окошкам и крыше, превращался для него в брызги солёных волн, деревянный пол — в палубу корабля, а старые, заброшенные дедушкины рыболовные сети и верёвки становились парусами и судовыми снастями. Когда же он читал фантастику, старый чердак превращался для него в кабину огромного звездолёта, а он и его команда, как всегда, спешили на помощь далёким гибнущим цивилизациям.

Другой же был полной противоположностью первому. Редко можно было увидеть, чтобы он улыбался и радовался, играл с мальчишками в мяч или прятки. Обычно он был очень серьёзен и даже грустен. Он всегда исправно делал домашние задания, а вместо «пустого и бесполезного» развлечения на свежем воздухе, как правило, предавался чтению книг. У них дома была довольно большая библиотека, и он часами напролёт просиживал за ними, отдавая предпочтение глубокой и серьёзной литературе о жизни на Земле и о Вечности за её пределами. Эти книги учили его, что человек приходит в этот мир, принося с собой частичку первородного греха — следствие ослушания самого первого человека, что с этим грехом он живёт, совершает множество других грехов и умирает, обрекая свою невидимую душу на вечные мучения в ужасном месте, называемом Ад. В толстых книгах было множество старинных иллюстраций и гравюр, изображающих это страшное место. Он испуганно, украдкой рассматривал их перед сном, а потом долго-долго ещё не мог уснуть, представляя себе языки пламени, поглощающие нераскаявшихся грешников, и слыша их нечеловеческие крики, полные страдания и отчаяния. Его часто охватывал страх за своё будущее. Он не знал, сможет ли когда-то преодолеть свою, безусловно, греховную и падшую натуру, дабы избежать столь жестокой участи, как это говорилось в его книгах.

Когда же пришло время расставания со школой, первый избрал себе профессию геолога. Страсть к приключениям и путешествиям влекла его в таёжную глушь и горы, вершины которых всегда были покрыты белыми шапками снега. По вечерам они с друзьями сидели у костра, ели кашу с комарами, пили чай и пели песни под гитару. Он был как всегда весел и беззаботен. Ему нравились женщины, и те отвечали ему взаимностью. Их привлекали его добродушие и остроумие, широкие плечи и смуглая кожа. Даже в его некоторой грубоватости и бытовой неприспособленности было что-то чарующее и настоящее. Он любил и был любим. Он страдал от разлук и сам иногда невольно делал другим больно. Там же, в одной из экспедиций, он однажды встретил Её, ставшую для него женой и подругой, а их детям — заботливой и нежной матерью. Он смотрел, как они играют, мило лопочут, забавно коверкая слова, как они делают свои первые шаги и познают мир, глядя в него с интересом и восторгом. В них он видел частичку себя, прошлого, того — из далёкого детства и пытался передать им всё, что сам знал и умел. Они всей семьёй ходили в лес за грибами, загорать и купаться на речку, с палатками и рюкзаками в походы, пели песни и мастерили скворечники, читали книги и ходили в гости. Он чувствовал себя по отношению к ним иногда маленьким богом, заботливо вкладывающим в их сердца свою любовь, а в души — часть своей души; иногда другом и даже ровесником, играя с ними в железную дорогу или водя хоровод вокруг ёлки, а иногда и нерадивым учеником, только-только начинающим постигать азы великой душевной чистоты и изначального совершенства.

Другой брат пошёл иным путём. Детские страхи, глубоко пустившие свои корни в его душе, влекли его к Богу. К Тому, Кто единственный сможет простить ему все его вольные или невольные прегрешения. К Тому, Кто снова, приняв в Своё лоно, предоставит ему место в Раю, которое его далёкий-далёкий предок потерял вследствие своего неразумного и опрометчивого ослушания. Он решил стать Божьим слугой. Греховный и падший мир, пребывающий во зле, мздоимстве, чревоугодии и праздности тяготил его неимоверно. И он отказался от этого мира. Женщины, искушавшие его греховную плоть и уводившие своими дьявольской красотой и формами его мысли от Бога, казались ему порождением самого сатаны и слугами тьмы. И он отказался от женщин. Он даже в привычной и вкусной пище усматривал источник возможного отдаления от своего Бога и заветного места в Раю, ведь в удовольствии от неё он видел грех чревоугодия и мог однажды забыть о своём аскетическом служении. И он отказался от пищи, питаясь лишь кореньями, диким мёдом и насекомыми. Его одеждой были грубые лохмотья, а крохотная землянка, вырытая голыми руками в лесной чаще — домом, кельей и храмом. Ему казалось, что лишь постоянные и неимоверные страдания помогут ему вернуть расположение Бога к себе. Целые дни, недели, месяцы и годы он проводил в коленопреклонённом молении, пытаясь искупить тяжкие грехи. Иногда ему казалось, что Бог оставил его один на один с его падшей натурой, но иногда во время молитвы его сердце открывалось так сильно, что наполнялось неописуемой радостью и блаженством, ощущением великого единения с Отцом Небесным. Он молился непрестанно и неистово, часто засыпая тут же, на полу в беспамятстве, просыпаясь, снова и снова шептал и даже кричал те же самые слова, дабы успеть всё отмолить. Иногда к нему в глушь забредали нечастые гости и просили его, чтобы он и им помог достичь Царствия Небесного. Но старец очень огорчался таким непрошенным визитам, видя в них бесовские происки, ведь те отрывали его от великого служения Богу, и старался как можно скорее выпроводить надоедливых пришельцев, а потом с утроенной силой бросался замаливать свои неимоверные грехи. Оставляемые ими продукты и вещи он выбрасывал подальше от своего жилища, принимая всё это за искушения представителей сил тьмы. И чем больше он молился и постился, тем больше ему казалось, что его грехи только умножаются. Так Страх Божий периодически сменялся у него страхом Бога, а служение — разочарованием. И тогда он снова молился и брал себя в руки, чтобы повторить уже в который раз безумную гонку веры и отчаяния, ставшую для него смыслом жизни и вечным проклятием.

И вот пришёл их День Великого Перехода. Тот самый День, когда человек заканчивает свой жизненный путь и предстаёт пред таинственной Вечностью. Он просматривает всю свою жизнь, радуясь удачам и победам и огорчаясь неудачам и поражениям. Его пугает и манит к себе Неизведанное и Неизбежное. Он не знает, повторится ли когда-то ещё на этой прекрасной планете, но чувство выполненного долга его немного успокаивает, а частичка своей души, отданная в дар другим людям, наполняет его уверенностью, что жизнь прожита не зря, что он будет жить в их сердцах до тех пор, пока и они сами не станут Вечностью… Верующие в такой момент готовятся предстать пред Судом Божиим, где на весах справедливости и нелицеприятия будут взвешены все их поступки когда-либо совершённые и мысли, когда-либо возникавшие. В зависимости от результатов такого таинства их души ожидает либо вечное мучение в Аду, либо вечное блаженство в Раю.

Первый брат входил в небесные врата в окружении любящих его людей. Ему было немного грустно расставаться с ними, но он был рад, что успел передать им в жизни практически всё, что хотел. Открывшийся перед ним сияющий коридор в Вечность вселял уверенность и умиротворение. Спокойствие и блаженство наполнили его душу. Он всегда догадывался и где-то даже верил в то, что в конце земной жизни нет ничего пугающего и страшного. А сейчас он в это уже не верил — он это твёрдо знал. Он был спокоен сам и пытался успокоить и приободрить свою жену и детей, а они, видя на его просиявшем лице умиротворение и улыбку, сами прониклись доселе невиданным чувством единения с Вечностью.

Второй брат уходил из этой жизни в окружении светлых душ, пришедших поприветствовать его возвращение домой. Его губы по привычке шептали слова молитвы, а всё его тело окутывало удивительное сияние, вселяющее надежду на то, что жизнь была прожита не зря, что свои грехи он всё-таки успел отмолить и своим служением в наполненной страданием жизнью всё же заработал себе место в Раю. Но страх и сомнения так и не покинули его окончательно — слишком сильными были они при жизни: страх не угодить Богу, страх не успеть завершить задуманное, страх показаться праздным, страх разрушить свою душу чувственным удовольствием и многие другие — не давали ему долгожданного покоя. Порой его вообще охватывал ужас, ведь Рай казался совершенно недостижимым, а об ином вероятном исходе жизненного пути думать не хотелось.

И вот они стоят вдвоём перед Ангелами Небесными. У одного Ангела в руке свитки с подробным описанием их жизни. Он зачитывает другим Ангелам список деяний человеческих. Но люди слышат лишь удивительную музыку, слетающую из уст Ангелов. Второй Ангел слушает и что-то время от времени говорит третьему, пред которым раскрыта Книга Жизни. И вот необходимые записи в эту книгу, наконец внесены, а прибывшим душам даны на руки соответствующие документы.

Первый открывает свой листок и видит слово «Рай». Второй открывает и видит слово «Ад».

— О, Господи! — восклицает он в отчаянии. — Ведь я же стольким в жизни пожертвовал, я молился и днём и ночью, я отказывался даже от самых малых радостей ради места в Царствии Небесном. А мой брат никогда в жизни не молился, а лишь проводил её в праздности и веселье! За что ты обрекаешь меня — своего верного слугу — на вечные мучения в пламени адовом? За что моему брату Ты отдаёшь место в Раю, которое по праву должно было принадлежать мне?

И открылись пред ними Небеса, и Свет объял всё вокруг, и услышали они глас Божий:

— Ты говоришь неслыханное, Сын мой возлюбленный. У меня нет ничего, кроме Света и Любви, а весь Мой мир — это и есть Рай. И я ничего, кроме Света и Любви, не могу вам дать и никуда, кроме Рая вы никогда не можете попасть.

— Но ведь в его направлении написано «Рай», а в моём «Ад»?!

— Это не направления, Сын мой. Это состояние ваших душ, то, во что вы превратили свои жизни. Я вас обоих люблю одинаково, очень люблю делать вам подарки и по-отечески радуюсь, когда вы счастливы. Но один из вас принимал их с благодарностью, а второй постоянно их отвергал, не доверяя тем, кого я к нему посылал со своими дарами.

— Так значит, Ты для нас обоих подготовил место в Раю?

— Я всем всегда предлагаю только Рай.

— А «Ад», Господи?!

— Ад — это Рай, наполненный вашими страхами, ограничениями, запретами и предрассудками.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • AndreyF Андрей 21.11.08 пт 18:33 #
    Прекрасная притча! На мой взгляд она отражает самую суть нашей жизни и выбираемых нами путей. :)
  • rainbow Светлана 21.11.08 пт 23:19 #
    Вот интересно, если Бог для всех приготовил рай (в том числе и на земле), откуда тогда у человека берутся страхи, предрасудки, ограничения? Ведь по содержанию притчи видно, что братья были близнецами, следовательно жили в одинаковых условиях, следовательно у них должны были быть одинаковые наклонности. Тогда откуда у одного "солнечная улыбка" и беззаботность, а у другого потребность в чтении взрослых книг? Если человек уже приходит на землю с определенным комплексом качеств, стоит ли его подгонять под шаблон "надо жить с радостью"?
    И вообще почему-то мне эта притча напоминает очередное промывание мозгов у населения в пользу смысла жизни - потребителя, искателя удовлетворения своих потребностей, достижения радости любым способом.
    Особенно вот это меня коробит:
    Ему нравились женщины, и те отвечали ему взаимностью. Их привлекали его добродушие и остроумие, широкие плечи и смуглая кожа. Даже в его некоторой грубоватости и бытовой неприспособленности было что-то чарующее и настоящее. Он любил и был любим. Он страдал от разлук и сам иногда невольно делал другим больно.
    Этакий привычный "прогулочный" вариант отношений, повлекший за собой чудесное превращение из ловеласа в примерного мужа и отца. Сказочки!!!
    Не скажу, что мне более симпатичен второй вариант. Просто судьбу этого брата развернули в притче в сторону "драматизации", а не "романтизации" и все.
    Но как бы то не было: люди все разные, и примешивать сюда рай и ад - это значит играть на стереотипах, с явным программированием на .. сами видите что. :(
    • AndreyF Андрей на rainbow 22.11.08 сб 0:07 #
      Вот интересно, если Бог для всех приготовил рай (в том числе и на земле), откуда тогда у человека берутся страхи, предрасудки, ограничения?
      Вокруг столько доброжелателей с замечательными идеями мироустройства :) Вот только притчу обсуждали. :) А сколько заинтересованных сторон? Одни только государства чего стоят с их "Каждый гражданин обязан..." :)) Почему по вашему Будда, и многие другие просветлённые и учителя держались подальше от социума? :)

      Ведь по содержанию притчи видно, что братья были близнецами, следовательно жили в одинаковых условиях, следовательно у них должны были быть одинаковые наклонности. Тогда откуда у одного "солнечная улыбка" и беззаботность, а у другого потребность в чтении взрослых книг?
      Человек сам творит свой мир. Вселенная предлагает множество возможностей каждое мгновение, а человек сам делает выбор. :) Одни люди наполняют его светом, другие - тьмой. Вся штука в том, что происходит это не сразу. Сначало всё начинается вполне безобидно. Вы ведь не видели семилетних религиозных фанатиков, верно? Дети в этом возрасте более открыты и гибки. А вот если это продолжается достаточно долго и тем более человек это выбирает сам - вот тогда получается так как в этой притче. :)

      А вот теперь мы и подошли к самой сути:
      Особенно вот это меня коробит:
      Ему нравились женщины, и те отвечали ему взаимностью.
      Вообще то так обычно и бывает, причём у обоих полов. :)
      Вы этого хотите, но запрещаете? Ну так разрешите! Вы творец - ваш выбор :) Возможно эта притча вообще оказалась размещена на этом сайте только для того, что бы вы что-то изменили в себе. Иначе что в ней вас так зацепило? :)

      Я же благодарен и признателен автору притчи за то, что он, на мой взгляд, отразил самую суть - как всё просто, светло и легко мы можем получить на самом деле :)
      • rainbow Светлана на AndreyF 22.11.08 сб 0:17 #
        И что, получаете все так легко и просто? Да при этом еще светло для себя и окружающих? ;)
        • AndreyF Андрей на rainbow 22.11.08 сб 0:27 #
          Да, получаю, так же как и вы :) Особенно, когда вспоминаю о том, как легко и просто это можно получить. :))
          • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 26.11.08 ср 20:19 #
            Именно, Андрей! Нам очень часто дается все с огромными усилиями, потому, что мы не видим другого пути. Вот для того-то, чтобы это нам периодически напоминать и нужны друзья, Учителя, книги и притчи
            • AndreyF Андрей на VladimirT 26.11.08 ср 23:01 #
              Согласен. Добавлю, что пути на которых желаемое достигается легко в любом случае существуют и доступны в пространстве вариантов вселенной, вне зависимости от того, видим мы их или нет. :) Способность их видеть, как мне кажется (что, на мой взгляд, подтверждают такие люди как Будда и ) есть нечто естественное и врождённое. Люди скорее затуманивают своё собственное зрение, а потом ищут способы его себе вернуть. :) Одним для этого нужны книги, притчи и учителя, других заносит в секты или они увлекаются религией, но есть и такие кому этого не нужно. Это как раз те, кого называют просветлёнными, последователями пути или людьми дао. :) Т.е. на мой взгляд, просто людьми, следующими своей естественной природе и потоку событий. :)
    • VladimirT Владимир Танцюра на rainbow 27.11.08 чт 23:18 #
      Любящий Совершенный Отец Своему возлюбленному чаду действительно может предложить лишь рай. У Совершенного Бога просто нет ничего другого! Ад - это то, что мы делаем с раем, привнося в него свое искаженно видение.
      Откуда страхи? Преимущественно воспитание, коллективная мораль, религиозные заморочки и пр. Каждое поколение передает последующему то, до чего доросло само. Несовершенное не может создать совершенное. Чтобы стать совершенным внешнего усилия недостаточно, необходимо самому понять и принять, что каждый из нас является совершенством, спрятанным за кажущимся несовершенством. Чтобы сделать комнату светлее, нужно порой лишь вымыть окна. Чтобы стать на путь очищения своего "я" от того, что его делает несовершенным, нужно, прежде всего признать, что стать совершенным возможно! Но это состояние - не предел нашего движения вверх. Это процесс. Вечный. Как Бог.
  • xina Лена 24.11.08 пн 15:15 #
    Притча не нравится. Типажи откровенно надуманные. Мораль слишком очевидна для такого длинного текста.
    • VladimirT Владимир Танцюра на xina 26.11.08 ср 20:16 #
      Лена, Вам с Вашим острым и критическим умом, видимо нужно не читать чужие притчи, а писать свои. Вы не пробовали?
      • xina Лена на VladimirT 27.11.08 чт 11:59 #
        Чукча не писатель, чукча читатель :)
        ps^ простите, не сообразила сразу, что вы автор притчи :)
    • AndreyF Андрей на xina 26.11.08 ср 23:11 #
      Это от того, что типажи - типичные полюса, крайности. Большинство из людей где-то по середине. :) Текст действительно длинноват, но это скорее для того, что бы отразить всю историю в динамике. :) Ну а насчёт очевидности морали - а много ли здесь вообще притч со сложной моралью? Да и сколько людей этой очевидной морали действительно следуют? :)) Настоящий рост и развитие это не о сложном - это как раз об очень простом. Не простота ли так поражает людей в знаменитых мастерах и учителях? :)) И не напускная, нарочитая сложность выдаёт обычно мошенников? :))
      • xina Лена на AndreyF 27.11.08 чт 11:51 #
        Я не к тому, что мораль должна быть сложной, а к тому, что подача морали не пошла на пользу самой морали. Зачем усложнять то, что понятно с самого начала? да ещё так искусственно? Образы получились не крайними даже, а стерильными, причём стерильность эта чуть ли не врождённая. А смысл наказания врождённости? Если одному с рождения было удобнее жить в страхе, то как это может тяготить в раю?
        • AndreyF Андрей на xina 27.11.08 чт 12:47 #
          Лена, здесь под видом людей показаны разные стратегии, динамические процессы, разные пути. :) В жизни мы все пользуемся ими в той или иной степени, но редко когда видим такие крайности, тем более - с самого начала. :) Потому нет тут "наказания врождённости" здесь просто обе стратегии показаны с раннего детства. Один - почти что человек дао, человек пути, а второй - демонстрирует доминирование "ума" - попытку подменить реальную жизнь умозрительными представлениями (в данном случае на основе религии)... :) В той или иной степени нам свойственны обе стороны медали. :)
          • xina Лена на AndreyF 27.11.08 чт 13:46 #
            Не могу назвать первого брата человеком дао. Целостности ему не хватает. Переживания у него однотипные. Максимум, что ему осталось - это страдания от разлуки.
            И разделение эмоциональных переживаний какое-то предвзятое: не сказано, что первый брат переживал серьёзность ума и грусть - эти переживания сразу достаются второму брату, как негативные переживания - но почему?
            Первый на пороге рая " пытался приободрить свою жену и детей", а зачем? У них же и так непрерывный оптимизм? Зачем приободрять ободрённое?
            • AndreyF Андрей на xina 27.11.08 чт 14:24 #
              Сначала хорошо бы уточнить, что такое человек ДАО, но тем не менее согласен :) Добавлю, что он к нему близок своей естественностью. :)

              Переживания у него однотипные. Максимум, что ему осталось - это страдания от разлуки.
              Я вижу здесь несколько весьма интересных убеждений. Вы использовали слово "переживания", которое уже подразумевает негативные эмоции (когда говорят "переживают" - какие эмоции имеются в виду?).
              Из ваших слов получается, что раз у него светлые чувства, значит они плоские и однотипные и ему не хватает глубины эмоций, которую вы восприняли как отсутствие целостности. :) Вы в этом уверены? Будда был очень светлым и целостный человеком и прославился этим на весь мир. Вы уверены в том, что ему не хватало глубины эмоций, чувств или целостности? :)

              Кстати, это не превый ваш комментарий подобного рода. Подозреваю, что если мы начнём раскручивать ваши убеждения проявятся мысленные вирусы вроде катарсиса, страдания на кресте, "человек живёт лишь когда страдает", "жизнь борьба и полна страданий" и т.п. :)

              И разделение эмоциональных переживаний какое-то предвзятое: не сказано, что первый брат переживал серьёзность ума и грусть - эти переживания сразу достаются второму брату, как негативные переживания - но почему?
              Потому, что он сам их и порождает, своим образом мышления. Он живая иллюстрация к трём базовым мыслительным вирусам - важности, серьёзности и уверенности. :) С моей точки зрения, эта притча не о живых людях, а о взглядах на мир, образах мышления и последствиях к которым они приводят :) Потому и портреты такие гротескные, преувеличенные :) Но ведь и многие другие прекрасные притчи показывают миры очень далёкие от привычной нам жизни, что вовсе не умаляет их достоинств, не так ли? :)

              Первый на пороге рая " пытался приободрить свою жену и детей", а зачем? У них же и так непрерывный оптимизм? Зачем приободрять ободрённое?
              То есть светлые люди должны вести себя как герои Плезантвилля? Улыбаться картонными голивудскими улыбками и говорить исключительно в стиле гламурного позитива? :)) Они, как и все люди испытывают человеческие эмоции - ту же грусть от расстования с любимым и близким человеком. Но! Это светлая грусть и света в ней гораздо больше чем грусти. :) Это то их и отличает. :) И горевать об этом годами они явно не будут. Это как раз тот случай, когда светлая память действительно является светлой. :) И опять-таки - он всё таки не просветлённый, такой как будда. :))
              • xina Лена на AndreyF 27.11.08 чт 15:45 #
                Увы, вы не угадали:). Я не сторонник страданий и жертвоприношений. Окружающие меня люди как раз частенько упрекают меня в необоснованном избытке оптимизма. Но истеричный оптимизм - да, не считаю естественным. Мне такой оптимизм кажется продуктом усилия воли в качестве защитной маскировки тех самых сомнений и страхов, в которых человек боится сам себе признаться. Первый брат как раз и является примером такого гламурного позитива.
                • AndreyF Андрей на xina 27.11.08 чт 16:06 #
                  Искренне рад за вас. :) Вот только где вы здесь увидели истеричный оптимизм, который является защитной реакцией? :) Мир ведь нас отражает нас как зеркало во всём - включая восприятие нами притч и историй. :) Не является ли это вашей проекцией? :)
                  • xina Лена на AndreyF 29.11.08 сб 0:50 #
                    Т.е. , прежде, чем что-то назвать своими именами, я должна подумать, не слишком ли меня это скомпрометирует?
                    Тогда я ушла любить свой вирус :)
                    • AndreyF Андрей на xina 29.11.08 сб 12:41 #
                      Отнюдь. Просто часто это только нам кажется, что мы назвали вещи своими именами, а в действительности скорее показали что-то о самих себе. :)) Вот об этом иногда стоит задумываться. :))
        • VladimirT Владимир Танцюра на xina 27.11.08 чт 22:51 #
          Лена, думаю, что могу Вам еще больше запутать ситуацию, сообщив, что два брата близнеца - это, скорее, даже не братья. Это - два проявления одного "я", две стороны того, что одни называют душой, другие - "истинным я человека", третьи - психотипом и пр. Два брата-близнеца - это две судьбы человека, внешне того же самого, а внутренне - раздираемого противоречиями. Даже если он сам того не осознает. Особенно, когда он это не осознает! Вот почему оба образа несколько преувеличены. Но ведь они не нереальны! Я неоднократно встречал и тех и других. Вы считаете, что в одной семье не могут они появиться в одно время? Нет ничего нереального в подлунном мире. То, что у них одни и те же родители, не говорит о том, что их жизненные пути будут идентичными.
          Наша жизнь - постоянный выбор. Мы выбираем слова, шаги, действия. Мы можем существенно усложнить себе (и не только) свою жизнь своими страхами, надуманными образами. А может просто жить - полной грудью, радуясь каждому дню, каждой встрече, каждому случаю проявить себя и увидеть красоту окружающего мира. Нет, это не бездумность или легкомыслие. Наш разум должен нам облегчать нашу жизнь, а не усложнять ее донельзя. Он хорош, когда он - верный слуга и плох, когда становится нашим господином. Иногда нужно просто жить самому и давать жить другому.
          • xina Лена на VladimirT 29.11.08 сб 0:42 #
            Запутается не ситуация, а текст. Два проявления в одном - это было бы интересно, если бы они не были так далеко разведены друг от друга. У них нет шанса наладить между собой диалог. Скорее одно уничтожает другое.

            Страхи, они ведь биологически обоснованы. Они на службе у человека. Это работает инстинкт самосохранения. Человеческая беда начинается не там, где есть страх, а там, где человека заклинивает от страха и в страхе.
            И надуманные образы страшны не сами по себе. Способность создавать новые образы, пусть даже и страшные - это творчество. Вредна зависимость от образов, когда уже не человек создаёт образы, а образы создают человека.
            • AndreyF Андрей на xina 29.11.08 сб 12:45 #
              Так они потому так далеко и разведены, что это крайности. В нас с вами они вполне удачно сочетаются, иначе что бы мы делали на сайте притч? :)

              Со вторым братом дело далеко не только с образами (которые творчество), а в том, что он вместо своей жизни, своих образов и своих радостей и страхов живёт чужими да ещё надуманными и от которых он зависит. Вот это действительно грустно. :)
  • AndreyF Андрей 16.03.10 вт 23:00 #
    Подозреваю, что притча как раз для любителей эгоистической теории счастья, засевших в своих кельях ;-))
    • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 17.03.10 ср 0:24 #
      Что такое "эгоистическая теория счастья"? Не могли бы Вы объяснить?
      • AndreyF Андрей на VladimirT 17.03.10 ср 9:24 #
        Сам пока не выяснил. ;-) Лучше спросить у автора ;-) Как раз рассматриваем там притчу похожую на вашу. ;-)
        • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 17.03.10 ср 14:55 #
          Счастье всегда эгоистично. Разумеется, если не пытаться стать счастливым, сделав несчастными окружающих. Об этом речь не идет.
          Речь о том, что только Вы можете сами стать счастливым, т.к. быть счастливым - это состояние души, а не условия, которые вполне могут быть устроены кем-то другим. Кроме Вас никто не сможет погрузить Вас в состояние счастья.
          Если Вы хотите быть счастливым, а Ваши окружающие нет то будете ли Вы становиться как и они несчастными? Вероятно, нет. Но будете ли Вы "эгоистично счастливы"? Возможно. Но это все же лучше, чем быть за-компанию-несчастным.

          А насчет автора сиих слов, то он сампутается в понятиях.
          Будьте счастливы!
          • maksim Максим на VladimirT 17.03.10 ср 15:30 #
            Ощущение такое, что не" путается", а" ковыряется" без конечной цели. Интересует сам процесс, а не результат.
            • VladimirT Владимир Танцюра на maksim 17.03.10 ср 15:50 #
              Вот так люди и живут - ищут счастье, а не осознают, что оно не есть цель. Оно даже не процесс.
              Цель имеет координаты, процесс - направление движения. А счастье - состояние. К цели можно идти счастливым или несчастным. Выбор за каждым из нас.
              • AndreyF Андрей на VladimirT 17.03.10 ср 17:42 #
                Замечу даже большее - метасостояние. ;-) Мы можем устать как собаки (тоже состояние) и всё равно быть счастливыми ;-)
                • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 17.03.10 ср 21:07 #
                  Именно так! Счастье - категория духовная (без религиозной привязки).
              • maksim Максим на VladimirT 17.03.10 ср 18:01 #
                Притча не понравилась! Про состояние - Молодец, это стоит притчи...Крутилось в мозгу эта мысль, но не мог сформулировать.
                • VladimirT Владимир Танцюра на maksim 17.03.10 ср 21:09 #
                  Главное, что притча не оставила Вас равнодушным! Ведь "не понравилось" - это тоже реакция, а значит и толчек к размышлению. А это уже немало!
          • AndreyF Андрей на VladimirT 17.03.10 ср 17:40 #
            Владимир, готов подписаться под каждым вашим словом. И пожелать - вам того же - будьте счастливы. ;-) Ведь это так легко, особенно когда видишь, что свет и счастье идут изнутри. ;-)
    • Sohatskaja А.К. на AndreyF 24.03.10 ср 22:32 #
      Да, мне тоже не нравится. Видно, что автор - за первого брата. Что ж, для человека нормально, когда ему кто-то нравится, а кто-то нет. Но когда сочиняешь притчу, надо выходить за пределы человеческой ограниченности, иначе притча бессмысленна. Поэтому лучшие притчи - это складывавшиеся, как сказки или эпос, многими поколениями рассказчиков: только групповое сознание может достигнуть той степени отрешённости, которая нужна для создания притчи.
      В этой притче, на мой взгляд, есть принципиальный прокол. Первый брат нарисован так, будто в его жизни было всё идеально до слащавости. Сменяющиеся женщины, нежная мать коверкающих слова детей - вообще! Второй брат всю жизнь посвятил молитвам, может, не особенно просветлённым, побуждаемый скорее страхом, чем любовью. Однако человек не может так долго делать то, в чем он, в принципе, не видит смысла, а в том, что люди делают от страха, они, по определению, не видят большого смысла. Значит, описание второго брата неудачно, автор интерпретировал его поведение произвольно, обычно, всё-таки такие люди ведомы любовью к Богу и ощущением связи с Ним, даже если окружающим (а временами и им самим) кажется, что основное - это страх. "Гонка веры и отчаяния" - это совершенно нормальный путь, просто концентрированный. Соответственно, когда завеса несовершенного сознания спадает, должно, по идее, обнаружиться, что то, что ИНОГДА КАЗАЛОСЬ страхом, является любовью, и Бог вполне принял такой способ построения отношений с Ним.
      Может, это и имелось в виду, но то, как это выражено в притче, мне не близко. Омерзительное поведение второго брата перед лицом Бога, вроде того, как позавидовал в Евангелии брат Блудного Сына, получает оправдание: Бог в притче осуждает. Это сделано довольно хитро и прикровенно (вроде же, Бог обоих принимает в рай, обоих любит), в результате автор хочет нам навязать собственную систему ценностей. А этого притчи как жанр, не терпят - погибают и забываются благополучно.
      • VladimirT Владимир Танцюра на Sohatskaja 25.03.10 чт 9:45 #
        Автору симпатичны оба брата. Просто каждый из них по-своему. Второй даже больше нуждается в участии и сочувствии, как больной ребенок, в отличие от здорового.
        Что касается нужной степени отрешенности в сказках, то вспомните образы бабы Яги или Кощея Бессмертного, а также Аленушки и её брата Иванушки. Неужели все они изображены отрешенно и безэмоционально? А образы добрых молодцев (или витязей) и коварных и злых сил (врагов-супостатов)? Да и Змею Горынычу Добрыня Никитич рубил головы по-братски и с любовью?
        Притча, как и сказка - образ, воплощающий в себе чаяния и надежды, мудрость и тревоги. Даже в обычном художественном произведении всегда присутствует элемент усиления того или иного качества какого-либо персонажа, что помогает лучше рассмотреть эти качества. Впрочем, кому как нравится.
        То, что Вы рассмотрели "омерзительное" поведение второго брата перед лицом Бога, вообще странно! Вы писали о предубежденном отношении к нему автора, но автор не дает столь резкой и отрицательной характеристики. Даже напротив - искреннее сочувствует к тому. кто отчаялся и разуверился.
        Да и увиденное осуждение Богом вызывает только недоумение...
        Желаю любви и счастья!
        • Sohatskaja А.К. на VladimirT 25.03.10 чт 18:23 #
          Да нет, я не про то, что отрешённость - это когда нет положительных и отрицательных персонажей. А про то, что они совершенно всеобщие и абсолютно архетипические. Все рассказывают детям одни и те же сказки, будь ты правый или левый, коррупционер, гринписовец, западник, фашист, старообрядец и т.д. А в Вашей, Владимир, притче видны ВАШИ взгляды, которые разделяет какое-то количество людей. При этом психологизирование и "тревоги" (которых в настоящих сказках нет НИКОГДА) только расшатывают жанровую прочность произведения.
          Но в общем, понятно, что я не стану больше обсуждать, слишком большая разница в восприятии, чтобы я могла хотя бы понять, что Вы имели в виду Вашим текстом.
          Спасибо за пожелание.
          Взаимно!
          • VladimirT Владимир Танцюра на Sohatskaja 25.03.10 чт 18:36 #
            Благодарю Вас (жаль не знаю Вашего имени!) за отзыв.
            Но дело в том, что я писал притчу не для всех, а для тех, кто думает примерно в одном со мной направлении.
            Даже если притча написана для одного человека, она остается притчей.
            Просто именно эта притча именно для Вас не подходит. Это не страшно и не плохо. Просто это есть.
            Надеюсь другие притчи на этом сайте Вам понравятся больше.
            Любви Вам и счастья!
      • AndreyF Андрей на Sohatskaja 25.03.10 чт 10:48 #
        А мне кажется, что жизнь первого брата такая же, как и у нас с вами. Но вот его светлое и лёгкое отношение и сделало её в итоге более светлой и лёгкой как для него самого, так и для других - сначала внутренне, а потом и внешне. ;-)

        Присмотритесь. Разве в вашей собственной жизни есть мало примеров, когда вы легко относитесь к тому, из чего при желании можно было бы сделать колосальную проблему (а её можно сделать из всего)? ;-))

        Просто один из братьев пытался ломиться через закрытые, а второй ходил всю жизнь через открытые двери. Один ломился через бурелом, а другой шёл по светлой тропинке ;-))

        На мой взгляд Владимир сотворил более глубокую и сущностную притчу, чем возможно ему самому кажется. ;-)
    • ivanov Александр на AndreyF 3.01.11 пн 19:56 #
      Попробую взглянуть на текст по-иному. Братья-близнецы могут означать. как две половинки одной души - достаточно противоречивой, разных "я" одного человека, так и две возможности прожить по-разному, когда человека "тянет" реализовать эти противоположности, то есть, как бы прожить несколько разных жизней. Случается и такое. (шуточной иллюстрацией этого можно считать такой диалог:
      - И отчего Господь создал нас столь противоречивыми?
      - Вероятно, Он так оригинально решает проблему перенаселения душ, - предполагал с самым серьёзным видом Хо. – В результате в каждом из нас уживается (или нет) множество разных людей.)
      В случае такой интерпретации смысл притчи меняется, появляется глубина.

      Недавно мне встретилось такое описание Рая:

      http://proza....010/01/24/795
      • VladimirT Владимир Танцюра на ivanov 3.01.11 пн 20:02 #
        Ваш взгляд на суть притчи интересен и небеспочвенен.
        Я вообще считаю, что мы все - единое Целое, выражающее Себя через нас. Поэтому, в принципе, всё равно, как считать братьев-близнецов - двумя половинками одной души или по-разному прожитыми жизнями. Пусть каждый для себя решает это сам. :)
        • AndreyF Андрей на VladimirT 3.01.11 пн 21:18 #
          Кстати, если посмотреть чуть дальше - всё человеческое - как самое "прекрасное", так и самое "ужастное" - суть едино, проистекает из единого источника - нашей природы, и в том или ином виде, в разных (подчас совершенно не похожих внешне) формах свойственно всем нам. Видимо люди это заметили очень и очень давно, коль скоро что будда, что христос, что множество других просветлённых и учителей имели дело равно как с теми, так и с другими проявлениями человеческой натуры - от царей до убийц, от блудниц до кесаря ;-))
          • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 3.01.11 пн 21:30 #
            Верно. Великие Учителя уделяли больше внимания низшим проявлениям человеческой натуры потому, что любить высшее в человеке просто - на это способны все. Но любить нужно и тех, кто на самом дне. Ведь они там оказались в т.ч. и потому, что их никто не любил.
            • AndreyF Андрей на VladimirT 3.01.11 пн 23:31 #
              Владимир, мне кажется, что они как раз уделяли гораздо большее вниманее светлому пути. Просто они общались как с равными с людьми, кто вёл себя совершенно иным, иногда весьма странным или отвратительным образом. Вот это то и шокировало их современников, а потому и запоминалось. ;-))

              Мне кажется, если ты любишь себя, любишь людей, за поступками видишь людей и отличаешь их от их поступков, то ты и будешь общаться с ними как с равными, любя и уважая и себя и их (но при этом вовсе не факт, что любя их поступки) ;-) А вот насчёт "нужно" любить - это с моей точки зрения как раз противоестественно. ;-)

              На мой вэгляд все эти "нужно любить" - это от желания спасать, которое суть отражение мании величия или той самой гордыни, которая официально осуждается. ;-)) Если человек оказался где либо - на троне, на дне, на прекрасном тропическом острове - то это скорее всего зачем-то, для чего-то. Есть какой-то урок, который ему стоит выучить. ;-) А тут все эти спасители, со своею "любовью" ;-))
      • AndreyF Андрей на ivanov 3.01.11 пн 21:14 #
        Александр, на мой взгляд, весьма интересная точка зрения (хотя лично мне кажется, что притча не об этом). ;-) Если посмотреть на притчу с процессной точки зрения - то показаны две стратегии, два пути, два процесса, которые могут использоваться как разными людьми, так и одним человеком (в вашей метафоре - две разных части одной души). ;-)

        Более того, очень многие из нас так и живут - то они легки, светлы и естественны, то начинают фантазировать, бояться, рефлексировать, винить себя и других и т.д. и т.п., а потом они снова светлы, легки, естественны, гармоничны и полны творчества. ;-)) Вопрос в том, что в нас доминирует и к чему мы приходим ;-)

        Мне в этой притче нравится как раз то, что она естественна и сущностна, может быть в чём-то излишне проста, но с моей точки зрения, как раз в ней это скорее плюс. ;-)
        • ivanov Александр на AndreyF 3.01.11 пн 21:55 #
          автор, насколько я понял, полагает, что мир содержит всё: тёмное и светлое и одно без другого не бывает.
          • VladimirT Владимир Танцюра на ivanov 3.01.11 пн 22:01 #
            Нет, автор полагает, что разделение мира на "тёмное" и "светлое" - суть игра ума. На самом деле деления нет. Нет зла - есть недостаток добра, равно как тень является недостатком света.
            • ivanov Александр на VladimirT 3.01.11 пн 22:38 #
              но тогда уж и представления о добре и зле - игра ума нашего, ведь как известно, они совершенно разные у разных культур, эпох, религий... и то, что в одном месте (времени) считается злом, в ином - благо.
              • VladimirT Владимир Танцюра на ivanov 3.01.11 пн 22:40 #
                Совершенно верно - и они являются игрой ума.
          • AndreyF Андрей на ivanov 3.01.11 пн 23:36 #
            Лично мне кажется, что мир содержит вообще исключительно и только светлое. ;-) Вот только формы и проявления его многообразны. ;-) Для тигра антилопа - прекрасный обед, для этой самой антилопы тигр - смерть, но для антилоп в целом - двигатель эволюции и фактор совершенствования и развития вида. ;-)) А если к этому добавить ещё и различные точки зрения на то, что и с какой точки зрения "хорошо", а что "плохо", то получится просто каша. В то время как оно просто есть... ;-)))

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет