Обсуждение притчи Борьба или жизнь

Ученик размышлял о жизненных препятствиях:

— Человек рождается немощным, но потом учится ходить, читать, писать. Подгоняемый холодом, он строит себе жильё и шьёт одежды. Гонимый голодом, он ищет и добывает себе пищу, создавая запасы на неблагоприятный период. Создавая нечто, он вынужден защищать всё это от своего неприятеля-соседа. Влюбляясь, он добивается расположения к себе предмета своего воздыхания. Учась, он расширяет свои горизонты познания, но умножает скорбь, начиная всё больше понимать несовершенство и преходящее того, к чему стремился и чему отдал так много сил. Некоторые говорят о бытии, как о единстве и борьбе противоположностей. Сократ говорил о достижении истины путём противоборства мнений. Кант утверждал, что, стремясь к цельному и абсолютному знанию, человек неминуемо запутывается в противоречиях. Гегель писал о неком всеобщем методе постижения противоречий… Скажи, учитель, жизнь — это борьба?

— Борьба — это бунт, бунт — это ненависть, ненависть — это разрушение. Человек должен не бороться для того, чтобы победить, одержать верх и подчинить. Он должен искать гармонию между противоположностями, не сталкивать их лбами в непримиримой вражде друг к другу, а гармонизировать их, развивая каждое из них. Борьба — это резкое противопоставление себя, своих идеалов по отношению к окружающему миру. Борьба — это агрессия, которая оборачивается ответными агрессией и ненавистью. Борьба — это нападение в расчёте подавить противника, а не стремление установить с ним бесконфликтные и гармонические отношения, направленные на обоюдное и взаимовыгодное развитие. Человек, не вырвавшийся за рамки ощущений и психологии животного, на агрессию против себя отвечает страхом и бегством. Человек, преодолевший эту грань, но действующий в рамках примитивного эгоцентризма, гордыни и необузданного самомнения, на агрессию против себя отвечает страхом, ненавистью и ответной агрессией, часто ещё более отвратительной, нежели агрессия нападающего. Но, выигрывая тактически, человек безоговорочно проигрывает стратегически. Кажущаяся победа оборачивается со временем безусловным поражением, ибо поражающим фактором здесь служит не агрессия противника, а только собственная ненависть. Тот же человек, который преодолел свою животную природу и вырвался за рамки плоти и плотской философии «око за око, зуб за зуб», на агрессию против себя вряд ли ответит агрессией. Защищать себя без ответной агрессии и ненависти, отплачивая добром за зло и любовью за ненависть, может лишь совершенный человек. Он может проиграть тактически, однако стратегический выигрыш здесь несомненен, ибо созидающим фактором здесь служит собственная любовь.

Пока человек, считающий себя духовной личностью, будет бороться с материальным миром и всем, что ему сопутствует, как порождениями зла и тьмы, или материалист — против духа, как проявлением тёмного мракобесия, победят лишь зло, тьма и тёмное мракобесие. Человек же снова проиграет, ибо выигрыш его не в борьбе или противостоянию в нём двух начал, а лишь в их гармоническом сотрудничестве, ибо дух — это содержание материи, а материя — форма проявления духа. Гармония между материей и духом — это вдох и выдох, расширение и сжатие сердца, мужское и женское начала, совместно дающие жизнь, а порознь ведущие лишь к смерти.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • AndreyF Андрей 16.12.08 вт 22:28 #
    Красиво, длинно, но больше похоже на проповедь или размышления "вслух", нежели на притчу, как по форме, так и по содержанию. :)
    • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 17.12.08 ср 13:00 #
      А очень много таких притч где ученик спросил, а учитель ответил. Просто отличаются они лишь размером.
      • AndreyF Андрей на Yakushev 17.12.08 ср 13:25 #
        Согласен, добавлю, что с моей точки зрения, если ответ учителя выражен кратко, чётко и в точку - то это притча. А если же ответ учителя - это длинные и пространные размышления, на мой взгляд, это уже проповедь... :) В противном случае в чём различие между ними? :)

        Помните притчу где Мулла устроил простому крестьянину двухчасовую проповедь и что ответил крестьянин? :))

        Причём, как мне кажется, размещать на портале стоит и притчи и сказки и проповеди и просто "тексты". Вот только стоит их различать, что бы прививать вкус и повышать уровень развития и культуры у его посетителей (а заодно и самих себя). :)
        • rainbow Светлана на AndreyF 17.12.08 ср 23:14 #
          Тоже самое хотела сказать: слова у автора замечательные. Но не притча это :)
          • VladimirT Владимир Танцюра на rainbow 16.03.09 пн 14:53 #
            ПРИТЧА, малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ("премудрость"). Близка к басне; в своих модификациях - универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (напр., притчи Евангелий, в т.ч. о блудном сыне) - Современный Энциклопедический Словарь.

            Притча не имеет определенной формы, но она должна "поучать". Как - дело второе. Можно осветить поучительную историю, где ответ очевиден. Можно подать все с юмором... А можно просто создать соответствующее настроение, когда открывается сердце и в него вливается мудрость свыше!
            • AndreyF Андрей на VladimirT 16.03.09 пн 16:51 #
              А чем тогда притча отличается от "морали", нотации, поучения или проповеди? :)) Мне кажется, притча должна не поучать, а учить :) И показывать и высвобождать воображение, сообразительность, позволяя человеку сделать собственные выводы, а не навязывать готовые решения и "правильные" ответы. :)
              • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 16.03.09 пн 17:10 #
                Любая притча обладает моралью. Одна мораль видна сразу, другая - нет.
                Проповедь - это нравственная речь на заданную тему. Проповедь может включать в себя разные притчи, цитаты, истории...
                Нотация - это немного другое. Это назидание, понукание, анализ действия. Особенно, если кто-то кому-то ее читает.
                Поучение от притчи отличается большей назидательностью и меньшей образностью. Если я скажу: Каждый из нас должен уважать своего ближнего, это может выглядеть поучением. Если же я приведу рассказ-образ, или все это подам не от себя и якобы не для читающего, а от имени других - это можно считать притчей.
                Откройте "Книгу Притчей Соломоновых". Там использованы разнообразные приемы, не причесанные под одну гребенку. Насчет их сути можно спорить, можно не соглашаться... Этим притчи и хороши.
                А бояться якобы готовых решений, даваемых в некоторых притчах, не стоит. Притча хороша еще и тем, что понуждает вообще человека думать, рассуждать, размышлять. Пусть она натолкнет его на совсем другие аналогии, мысли и пр.
                Притча - это образ. А для каждого он разный. И это замечательно.
                • AndreyF Андрей на VladimirT 16.03.09 пн 18:42 #
                  Владимир, мне кажется, стоит сначала выяснить, что мы имеем в виду под тем или иным словом. ;-)

                  А вот с тем, что притча - это образ, метафора, которая побуждает нас думать, соображать самостоятельно - конечно согласен, о том и писал.. :)
                  • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 16.03.09 пн 18:55 #
                    Разумеется, прежде, чем что-то обсуждать, нужно убедиться, что мы говорим на одном языке. :)
                    То, что пишу я, трудно втиснуть в какие-то шаблоны. Нет, я не ломаю привычные категории. Я просто пишу, как считаю нужным, ведомый внутренним чувством. :)
                    • AndreyF Андрей на VladimirT 16.03.09 пн 19:24 #
                      И это замечтально. :-) Впрочем есть и такая точка зрения, что смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает :))
                      • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 16.03.09 пн 20:24 #
                        Я тоже такого мнения, что если притча таки "цепляет", то это уже хорошо, что не оставляет равнодушным
  • Stranik Alexey 17.06.09 ср 21:17 #
    Хорошая притча, несколько изменила мой взгляд на происходящие вещи, в нужный момент она мне попалась)
    Спасибо, что выложили))
    Но все таки борьба это так интеренсо), хотя гармония вернее))
  • Stranik Alexey 17.06.09 ср 21:19 #
    И вот родился сразу вопрос, должна быть тогда поидеи гармония, между борьбой и гармоние? если бы ощущнеие борьбы не было бы нужно его в принципе бы и не было бы тогда.
    • Yakushev Андрей Якушев на Stranik 17.06.09 ср 22:45 #
      Мне кажется, что борьба - это мужское начало, а гармония - женское. И вот это всё нужно уметь сочетать, не смешивая до растворения. Вон, росток из семечка - вроде гармоничное создание, а борется за жизнь, пробивает асфальт...
      На счёт этого сочетания хорошо в Дао-дэ-цзин написано.
    • voodoow Василь на Stranik 27.09.09 вс 23:26 #
      борьба нужна!хотя бы для того,чтобы однажды не стало противно то,что "гармонично"!в рабстве,думаю,тоже была своя гармония и тем не менее,те кто боролся воспринимаются нами как герои
      • VladimirT Владимир Танцюра на voodoow 27.09.09 вс 23:45 #
        Я ведь не против борьбы вообще! Когда врачи борятся за жизнь пациента, это совсем не плохо.
        Суть притчи в том, что нельзя свою жизнь превращать в борьбу. Человек, борясь, не может находиться в состоянии гармонии, поскольку борьба не предполагает её.
        • voodoow Василь на VladimirT 28.09.09 пн 0:00 #
          "Человек, борясь, не может находиться в состоянии гармонии, поскольку борьба не предполагает её." - это очень точно,полностью согласен,но выходит ведь,чтобы находиться в гармонии нужно либо принимать реальность такой,какая она есть,либо бежать от неё
          • VladimirT Владимир Танцюра на voodoow 28.09.09 пн 0:09 #
            А почему "или-или"?
            Художник не все время пишет картину. Он часто отходит от холста и смотрит на нее с некоторого расстояния (особенно, когда она имеет значительные размеры), а потом подходит и наносит мазок в нужном месте.
            Если борьбу воспринимать как этот "мазок" - коррекцию той или иной ситуации - на здоровье! Боритесь. Но превращать жизнь в сплошную борьбу вряд ли целесообразно. И деструктивно :).
            • voodoow Василь на VladimirT 28.09.09 пн 1:27 #
              с этим согласен)кстати,идея про картину значительных размеров мне очень нравится)
              • VladimirT Владимир Танцюра на voodoow 28.09.09 пн 1:40 #
                :)
                Жду Ваших комментариев к другим моим притчам!
  • ivanov Александр 2.01.11 вс 17:00 #
    Кун цзы учил: "Не ненавистью уничтожается ненависть, но отсутствием ненависти уничтожается она".
    Но он же считал, что нужно не подставлять вторую щёку, а искать справедливость.
    Борьба (за существование чего-либо) лежит в основе мира, а поиск гармонии меж противоположными силами - один из способов победы, пусть временной, без разрушения.
    Лишь в сказке могут хищники не обижать добычу - средство их пропитания и жизни.
    Людям очень сильно придётся измениться, чтобы продвинуться по этому пути, захотев изменить тогда уже и мир в том направлении. Вероятно, это будут уже не люди даже. Те, кто станут совсем правильными, не ведающими страстей.
  • AndreyF Андрей 2.01.11 вс 20:45 #
    С моей точки зрения, лучшее, что мы можем сделать в жизни (главным образом для самих себя и тем самым - для других) это следовать своему пути. И на мой взгляд естественный путь человека - любого - изначально светел и радостен. Всё что происходит иного - это отклонения от этого естественного пути ;-) По крайней мере, это хорошо видно, если понаблюдать за детьми, особенно маленькими ;-)

    Когда человек следует своему естветственному пути - он светел, счастлив, полон радости, гармоничен и естественен, он(а) наполняет своим внутреним светом всё вокруг и делает это совершенно естественно, легко, гармонично, играючи. ;-) Он(а) поступает так не "потому-что" и не "для того что бы", а просто следуя своим естественным побуждениям. Если люди, которые живут подобным образом и не просветлённые до конца, то очень к ним близки... ;-))

    Борба же - нарушает этот естественный поток событий. Человек перестаёт с лёгкостью играть, вовлекается в процесс борьбы, перестаёт видеть лес за деревьями и сбивается с пути. Причём чем больше борется, тем больше сбивается, перестаёт видеть свой путь и начинает играть в чужие игры. А потом удивляется, что же ему мешает быть счастливым... ;-)) А ведь решено просто и очевидно - оно перед глазами - не важно выигрываешь ты или проигрываешь, главное в чью игру ты играешь, по чьиму пути ты идёшь - по своему или ты с него сбился. ;-)
    • ivanov Александр на AndreyF 2.01.11 вс 23:49 #
      Нравится Ваш ответ, Андрей. Жизнь - это, как писал Гессе в своём "Паломничестве на Восток", то, что мы из неё сделаем: тюрьма, война, любовь или игра. Сам я за последнее, но мир пока - за несколько иное.
      • AndreyF Андрей на ivanov 3.01.11 пн 8:40 #
        Спасибо Александр. Замечу, что "Жизнь - это то, что мы из неё сделаем" ;-) Мир тут не причём, это наш выбор. ;-) Хотите жить играючи, видеть жизнь игрой, какой она собственно и является, если только относиться к ней легко, не вовлекаясь - вы легко можете это сделать ;-))

        Другое дело, что люди как раз очень любят вляпываться вовлекаться, а потом ещё и получать садомазохистское удовольствие от этого - страдать и гордиться всякой виртуальной ерудной вроде "долга", "чести", "патриотизма", "ответственности" и т.д. и т.п. - а по сути - играть в чужие и чуждые им игры ;-))

        Кстати, добавлю, что любой из нас, кто не видит, что жизнь это игра, с моей точки зрения - клиент как минимум психотерапевта (т.к. он начинает путать свои фантазии с реальностью, а это уже шизофрения). Другое дело, что подобное безумие столь распостранено, что многим оно кажется "нормальностью", а религиозные товарищи им даже гордятся ;-)
  • Irina-Ko Ирина 1.02.11 вт 21:49 #
    Плохо или хорошо? Я думаю, если написанные слова заставили нас думать,делиться личными мыслями, если остался след - это уже не напрасно.
    Гораздо хуже, когда после прочтения в голове пустота.
    Становится жаль потраченного времени и жалость к автору написавшему, но не получившему ни малейшего отклика читателя.
    Прочитанная притча, этакая мини проповедь,которую я взяла себе на заметочку.
    Спасибо.
    С уважением к автору за труд.
  • Nastya2856 Анастасия 20.07.11 ср 10:37 #
    очень огромное познание в жизни каждого человека и заключено всего в нескольких абзацах. превосоходно! воодушевляет.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет