Обсуждение притчи Младшая дочь вождя

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.

— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.

— Это моё решение, и я это сделаю.

Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.

Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.

— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!

— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.

— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.

— Я хочу жениться именно на ней.

— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.

— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.

Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.

— Как живёшь?

— Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

— Вот, познакомься. Это моя жена.

— Как? Ты что, женился ещё раз?

— Нет, это всё та же женщина.

— Но как это произошло, что она так изменилась?

— А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

— Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Sergijj 23.01.07 вт 12:19 #
    Забыли добавить, что 10 коров - _для_мужа_. И красота - тоже для него.
    • Yakushev Андрей Якушев на Sergijj 17.09.07 пн 4:56 #
      10 коров не для мужа, а для отца. Это выкуп.
      • Sergijj на Yakushev 28.11.07 ср 10:00 #
        — Просто однажды я поняла, что стою для мужа десяти коров. А больше ничего и не нужно.

        Так понятнее?
  • Yakushev Андрей Якушев 17.09.07 пн 4:58 #
    Ещё раз убеждаюсь, что гораздо лучше завышенная оценка, чем заниженная: человек, даже если не является таковым, тянется, старается.
    • xina Лена на Yakushev 18.09.07 вт 19:14 #
      А мне казалось, что это результат заниженной самооценки: человек чувствует, что его переоценивают, но старается оправдать ожидания и работает над собой.
      • Yakushev Андрей Якушев на xina 18.09.07 вт 21:32 #
        В самооценке обычно не участвует оценка других людей. Здесь лишь оценка самого себя и некая реальность.
        Например, парень идёт знакомиться с девушкой. Несмотря на то, что все знакомые, в т.ч. женского пола говорят ему, что он симпатичный, он сам знает, что он урод. А слова других объясняет лестью. И ведёт себя он так, как себя ощущает. В итоге - фиаско.
        • xina Лена на Yakushev 18.09.07 вт 22:00 #
          ну да, и девушка вела себя так, как ощущала, т.е. "не очень" - в итоге все видели, что "не очень".
          И слова можно объяснить лестью, а десять коров - это... мм... никакая лесть не потянет :)))
          Для лести слишком непрактично.
          Всё мне кажется, что здесь, кроме самооценки самой девушки есть что-то ещё, что-то, что заставило мужчину переплатить. Что это могло бы быть? С учётом того, что мужчина далёк от понимания роли самооценки.
          • Yakushev Андрей Якушев на xina 18.09.07 вт 22:39 #
            Во-первых, почему мы должны думать, что он далёк от этого?
            А во-вторых, мне как раз кажется, что мужчина сумел разглядеть, что причина этого "не очень" как раз психологическая, а не физическая. И что за этим "не очень" хранится очень много хорошего. Ведь большинство людей не задумываются над этим, они видят то, что показывают. А увидеть то, что спрятано может не каждый. Вот мне кажется, что мужчина как раз из тех немногих.
            • xina Лена на Yakushev 19.09.07 ср 16:39 #
              Потому что притчи буквальны: если это моряк, то уже не психолог. Это не мешает ему видеть, но мешает знать :) Что делает его поведение более непосредственным : пою (делаю) то что вижу, а не то, что знаю. Для него ведь ситуация не изменилась, если он сразу всё увидел.

              А как назвать причину этого "не очень", если она психологическая? Если самооценка не зависит от оценки других людей, то почему оценка мужчины изменила общую ситуацию? Зрение других?
              • Yakushev Андрей Якушев на xina 19.09.07 ср 22:45 #
                Не совсем понял, что Вы сказали в первой части. Если речь идёт о том моряке, что остался, то он всё видел с самого начала. А если о том, который увидел изменения, то тут действительно он увидел лишь следствие отношения человека к самому себе.

                Оценка жениха заставила задуматься женщину о том, что она на самом деле «стоит» больше, чем сама о себе думает. И уже эти мысли, эта оценка себя изменила то, что стало видно другим. Ведь у неуверенного в себе человека и плечи опущены, и голова поникшая, и выражение лица «не очень». А уверенный в себе человек весь светится. И этот свет уже заметен окружающим.
                • xina Лена на Yakushev 21.09.07 пт 19:38 #
                  Я как-то совсем против такого решающего влияния самооценки, как таковой.
                  Кроме того, даже уверенный в себе человек переживает не только белые, но чёрные полосы в своей жизни, когда от усталости опускаются не только плечи, но и все черты лица.

                  Не каждого человека можно распутить, как цветок, высокой оценкой. Можно усугубить самодовольство. Или спровоцировать бесконечный повтор. Помните, в сказке про колобок лиса хвалит песенку колобка? Хорошая песенка, дескать, хоть она мне нафиг не нужна, да и слышу я плохо, но скажу, что хорошая... Так приходит творческая смерть.

                  Я поэтому и спросила, что же увидел мужчина, чего не увидели другие. А он должен был увидеть то, в чём нуждается. И это должно быть так важно для него, что он это оценивает по максимальной мере, хотя высшую цену никто с него не запрашивает. С точки зрения практичности, он поступает глупо, переплачивая отцу. Что стоит дать отцу только запрашиваемое, а жене повышать самооценку в рабочем порядке? Мужчина отказывается занижать цену своей личной потребности, как мне кажется. И сама женщина не знает себе цену при высокой самооценке только в том случае, если нужные этому мужчине качества не были востребованы раньше. Нет смысла проявляться в том, что не востребовано, даже если оно и красиво.
                  • Yakushev Андрей Якушев на xina 21.09.07 пт 22:32 #
                    Позвольте уточнить. Решающая роль принадлежит не одной самооценке, а оценке всего мира в целом. Дело в том, что мир таков, каким человек его себе представляет. И «объективности» просто не существует. Любая оценка субъективна. И в этом мире центральную роль занимает сам оценивающий человек. Т.е. для себя он является и оценивающим субъектом, и объектом оценки.
                    «Чёрные» же и «белые» полосы — это тоже не какие-то объективные факторы, а соответствующие оценки человеком некой действительности, которая сама по себе не является ни «хорошей» ни «плохой». Поэтому все эти полосы легко изменить, посмотрев на всё по-другому.

                    В Вашем примере с колобком работала не самооценка, а лесть, т.е. оценка со стороны и зависимость от неё. Здесь же тот факт, что жених оценил дочь вождя, послужило лишь поводом ей самой задуматься о себе. Она не была зависима от внешней оценки.

                    С точки зрения практичности же, как Вы говорите, это рассматривать нельзя. Потому что невеста бы просто не поверила всем последующим уговорам о том, что она прекрасна. «Ты меня взял по-дешёвке, и относишься как к дешёвке». Здесь было бы очевидно лицемерие.

                    Вот ещё одна притча примерно на ту же тему.
                    • Olga Ольга на Yakushev 21.09.07 пт 23:57 #
                      Вот ещё одна притча примерно на ту же тему.

                      Мне кажется, что "темы" - совершенно разные.
                      В обсуждаемой притче моряк сумел разглядеть то, что не видели другие в силу "зашореного" стереотипного восприятия.
                      Ну, например: "то" - это "блондинка с большим бюстом", всё, что не "блондинка" - это "не то"...
                      А морячок увидел вопреки "стереотипам" нечто большее.

                      А в притче про мужа и жену... тут другое...
                      Тут не о способностях речь, а о душевной лености и её преодолении.

                      Я так думаю...
                      • Yakushev Андрей Якушев на Olga 22.09.07 сб 0:20 #
                        Может, в основном, и разные темы, но у них есть общее — что отношение человека к самому себе изменяет самого человека.
                        • Olga Ольга на Yakushev 22.09.07 сб 0:29 #
                          Отношение к самому себе - изменяет, безусловно.
                          Но бывает, что это самое отношение - неизменно, а всё равно...
                          И тогда решающим фактором становятся "глаза окружающих".

                          Ну, у меня сегодня - "вечер цитат"... :)) :
                          Главное зеркало человека - глаза окружающих.
                          /Авессалом Подводный/
                          • Yakushev Андрей Якушев на Olga 22.09.07 сб 2:52 #
                            Я бы отнёсся к этой цитате, как к печальной реальности, которую никак нельзя считать примером или идеалом.
                            Я слышал, что это называют "общественным цензором", от зависимости от которого необходимо избавляться.
                            • Olga Ольга на Yakushev 22.09.07 сб 12:49 #
                              Всё зависит от того, кого вы считаете "окружающими людьми". :))
                              Для меня "окружающие люди" - это люди "ближайшего окружения", мнение которых мне действительно интересно. :))
                              Если человек, мне совершенно незнакомый,... да даже если - малознакомый, и даже если хорошо знакомый, но мне - неинтересный, просто стоит вблизи от меня, то это ещё не повод включать его в число людей, меня "окружающих". :))
                              • Yakushev Андрей Якушев на Olga 22.09.07 сб 16:35 #
                                Это всё степени.
                                Но суть не в этом. Одно дело, когда мнение просто интересно, а другое - когда становишься зависимым от него, когда совершаешь поступки, ориентируясь именно на то, чтобы построить нужное мнение в глазах других. Говоря об общественном цензоне, я имел в виду именно это.
                                • Olga Ольга на Yakushev 22.09.07 сб 23:00 #
                                  "Степени"?... :))
                                  Я бы сказала, что это - градации. :))
                                  Человек мне либо безразличен, либо интересен.
                                  Какие ж это "степени"?...

                                  И когда я приводила эту цитату Авессалома Подводного, я вовсе не имела ввиду никакого "общественного цензора", я имела ввиду именно людей, мнение которых мне интересно. :))
                            • xina Лена на Yakushev 24.09.07 пн 10:42 #
                              Нужно избавляться от зависимости от названий :) тоже.
                              Есть разное понимание, что такое зеркало другого. Без взаимодействия с Другим, человек в своём личном развитии остаётся на уровне Маугли. Другое дело, что взаимообогащаюшее взаимодействие можно превратить во взаимоограничение и подавление. Но это уже ваш выбор.
                    • xina Лена на Yakushev 24.09.07 пн 10:08 #
                      Позвольте уточнить. Решающая роль принадлежит не одной самооценке, а оценке всего мира в целом. Дело в том, что мир таков, каким человек его себе представляет. И «объективности» просто не существует. Любая оценка субъективна. И в этом мире центральную роль занимает сам оценивающий человек. Т.е. для себя он является и оценивающим субъектом, и объектом оценки.

                      В этом источник неразборчивости. И уникальность отдельного человека снимается за ненадобностью. И даже оценка окружающих снимается за ненадобностью, потому как от меня зависит, как я оценку окружающих восприму – как одобряющую или нет. И меняться, переходя в затратный режим, тоже нет смысла при таком подходе – можно сэкономить на дорогостоящих стимулах (цветы, платье, театр) и войти в состояние удовлетворённого восхищения бесплатно.

                      В Вашем примере с колобком работала не самооценка, а лесть, т.е. оценка со стороны и зависимость от неё. Здесь же тот факт, что жених оценил дочь вождя, послужило лишь поводом ей самой задуматься о себе. Она не была зависима от внешней оценки.

                      Зачем задумываться о себе объективно, если результат будет всё равно субъективным? Зачем независимому от внешней оценки человеку, первый попавшийся повод подумать про себя? У неё всё в порядке и так.

                      Потому что невеста бы просто не поверила всем последующим уговорам о том, что она прекрасна. «Ты меня взял по-дешёвке, и относишься как к дешёвке». Здесь было бы очевидно лицемерие.

                      Очевидности не вижу. Он брал ,бы не по дешёвке, а по запросу отца, так что все претензии к отцу, если есть нестыковка с ожидаемым. И такой вывод «по-дешёвке» мог прийти в голову только изначально зависимому от общественного мнения человеку. Для такого образ мысли высокая цена ничего бы не изменила, потому что тогда всплыл бы другой стереотип: «кто девушку платит, тот её и танцует».
                      • Yakushev Андрей Якушев на xina 24.09.07 пн 22:17 #
                        Всё правильно Вы говорите, что именно от Вас зависит, как Вы себя оцениваете. Но только попробуйте оценить в положительном, конструктивном плане себя просто так, без внешних подтверждений. Не всегда это легко. Помните: «Я самая обаятельная и привлекательная…» Не слишком-то у неё это получалось перед зеркалом, пока подтверждение извне не получила.

                        По поводу «брать по-дешёвке».
                        Со стороны отца такая скидка могла вполне быть провокацией. Т.е. она, может быть, и не была провокацией, но подумайте сами: отец просил за дочь низкую цену. Это означало, что отец низко ценил свою дочь. Согласившись с его ценой, жених соглашался с отношением отца к ней, поддерживал его. Здесь меркантильные интересы не играли большую роль. Счастье с уверенной в себе женой гораздо дороже десяти коров.
                        • xina Лена на Yakushev 25.09.07 вт 15:18 #
                          Если пробовать так, как вы рекомендуете, то колобок, уверенный в себе, не совершил никакой ошибки, приняв слова лисы за чистую монету. Ведь всё, что она говорила - объективная правда и должно соответствовать его самооценке: он и румяный, и песенка у него совершенно уникальна для леса.

                          С примером фильма "самая обаятельная..." вы противоречите примеру второй вашей притчей по этому вопросу :) Типа того, что зачем себя украшать, если всегда есть те, кто любит нас без украшательства, а те, кто любит за украшательство и даром не нужны. :)

                          Отец вряд ли устраивал провокацию. Он просто хорошо ориентировался в рынке. Цена дочери "не очень" по ходу изложения притчи задаётся как объективная реальность, а не как отдельное мнение персонажей.
                          • Yakushev Андрей Якушев на xina 25.09.07 вт 16:40 #
                            Никакого противоречия нет. Для того, чтобы любить вас без украшательства, вас надо знать. А для того, чтобы вас узнать, вами надо заинтересоваться.
                            Встречают по одёжке...

                            А с отцом - всё правильно. Отец торговал, а жених знал, как сделать то, что ему было нужно.
                            • xina Лена на Yakushev 25.09.07 вт 21:55 #
                              Угу...
                              Из какой "одёжки" исходил моряк? Одёжка тянула на три коровы :)

                              Не любая женщина сможет превратиться в женщину неземной красоты, если дать за неё "10 коров". Бывает и наоборот: дашь 10 коров, а через пару лет и одной не дал бы. :)
                    • xina Лена на Yakushev 24.09.07 пн 10:37 #
                      Я думаю, что во второй притче вопрос не отношения к себе, а уважения к ожиданиям другого человека.
                      Вторая притча, кстати, написана отвратительно.
                  • Olga Ольга на xina 22.09.07 сб 0:01 #
                    >Я поэтому и спросила, что же увидел мужчина, чего не увидели другие. А он должен был увидеть то, в чём нуждается. И это должно быть так важно для него, что он это оценивает по максимальной мере, хотя высшую цену никто с него не запрашивает.

                    Наверное, здесь речь о том, что не стоит уделять пристальное внимание "внешнему".
                    Но если человек способен увидеть "внутренний свет", то счастливы будут все! :))

                    Любовь - это глубокая потребность в единении с тем, чего мы лишены. Хотя это и высшее проявление чувства, это в то же время и свидетельство человеческой неполноценности. Мы не любим того, что имеем; то, что у нас есть, просто находится внутри или рядом с нами, составляя часть нас самих. Мы любим то, чего нам недостает, в чем мы испытываем необходимость, то, чем мы хотим завладеть, приблизив это к себе силой своего желания. Мы любим то, что нас восполняет, что может возместить в нас нехватку чего-либо.
                    /Делия Стейнберг Гусман/
        • nuttyland Натали на Yakushev 12.01.09 пн 22:38 #
          вообще-то самооценка это обычно результат оценки других людей.... лесть в любом случае будет прочуствована а вот если сказать искренне что человек красив, то это без сомнения добавит уверенности в себе=)
    • Sergijj на Yakushev 28.11.07 ср 10:12 #
      Тянуться человек будет только при реальной или заниженной самооценке (в случае заниженной будет что-то типа барахтанья по кругу, но жклание от этого никуда не денется). При завышенной самооценке часто возникает сначала самодовольство, а потом и что похуже... И уж точно не прогресс, т.к. цель достигнута. Если дойти до места куда шёл (якобы дойти, в самодовольстве думать так), то зачем идти дальше? Всё, процесс достижения завершён. Стогнация и регресс.
      • BogdaN Богдан на Sergijj 3.09.11 сб 19:55 #
        Но никто не говорил, что завышенная самооценка - завышенная до максимального уровня. Прдеположим (чисто для наглядности), что в развитии человека есть 10 ступеней, сам человек стоит на 3-ей, думает, что он на 5-ой, а стремится к 7-ой в ближайшее время и к 10-ой в конечном итоге. Ну и где здесь самодовольство? Человек понимает, что он ещё не достиг своего максимума, и стремится развиваться дальше. Но, я не исключаю, что возможен и пример, приведённый вами, просто хочу сказать, что при завышенной самооценке человека не всегда кажется, что он достиг цели.

        В общем-то, если человек стоит на 5-ой ступене, а думает, что он на 3-ей, он так же может или развиваться даже, пусть и с заниженной самооценкой (надо добиться большего), или не развиваться, а зацикливаться на своих "недостатках" (у меня ничего не получается). Тут, я думаю, большее зависит от взглядов человека на мир в целом, а не от самооценки.
        • Yakushev Андрей Якушев на BogdaN 3.09.11 сб 22:55 #
          В том-то и дело, Богдан, что нет 10 ступеней, потому что нет предела для совершенства. Даже если человек будет считать себя почти на 10-й ступени, он уже к тому времени увидит, что есть по крайней мере 11-я.
          • BogdaN Богдан на Yakushev 4.09.11 вс 10:47 #
            Согласен с вами. Однако, думаю, всё же есть такие люди, которых описал нам Sergijj - думающие, что они всего добились, и им некуда стремиться дальше.
      • Yakushev Андрей Якушев на Sergijj 3.09.11 сб 22:54 #
        Заниженная самооценка лишает силы, лишает стимула. Гораздо чаще слышишь, что человек говорит: "Я плохой, я никуда не гожусь", - и при этом уже ничего не делает, потому что считает это бесполезным.
        • AndreyF Андрей на Yakushev 3.09.11 сб 23:31 #
          Мне кажется, что тут дело не в самооценке, а в вере - это великое дело, когда в тебя верит - и уступает оно лишь тому, когда ты сам веришь в себя. ;-) На мой взгляд, эта притча про обретение веры человеком в самого себя и то, как такая вера помогает нам преобразиться, причём обретение веры в себя через искреннюю и глубокую веру в нас других людей. ;-)
  • Olga Ольга 22.09.07 сб 0:15 #
    Всегда кажется, что любят нас за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любят.
    /Толстой Л.Н./
    • Sergijj на Olga 28.11.07 ср 10:20 #
      Жена да прилепится к своему мужу. Муж да прилепится к жене своей. Да будут двое одно(С). Инь, Ян. Динамика. Она тоже "стала хорошей" как и он, т.к. они стали одно.

      P.S.: Л.Толстой часто видел вещи в статике вместо динамики. Приведённая Вами цитата хороша во временнОм срезе.
  • AdSi 27.11.07 вт 18:49 #
    редкий дар видеть нечно особенное там, где все видят безнадежность...
    • Sergijj на AdSi 28.11.07 ср 10:24 #
      Да, Вы правы, это дар. Редкий и хороший дар...
      • nuttyland Натали на Sergijj 12.01.09 пн 22:34 #
        Это не просто редкий и хороший дар... это благо для обоих...обладатель дара чувствует себя будто нашел ни с чем не сравнимое сокровище а одаряемый понимает что он не зря топчет землю....
        • Sergijj на nuttyland 13.01.09 вт 9:43 #
          Именно это я и сказал...;-) Дар всегда от Бога. А от Бога - всегда благо, даже если это и не сразу видно. И даётся оно не просто так и не только для одного. Христос пришёл не для всех и умер не за всех, а для каждого, за каждого.
    • BogdaN Богдан на AdSi 3.09.11 сб 19:58 #
      "Дар"? Я бы сказал "способность". Способность видеть особенное там, где все видят безнадёжность. Думаю, любой может развить в себе такую способность, если, конечно, захочет.
  • galkapavel Галина 27.03.09 пт 23:17 #
    Это притча называется "Десять коров"
    Так вот, этот моряк, который "увидел" младшую дочь, дал бы за неё ещё больше.
    • Yakushev Андрей Якушев на galkapavel 28.03.09 сб 10:47 #
      Называется где?
      Вы знаете её первоисточник?
      • AndreyF Андрей на Yakushev 28.03.09 сб 12:03 #
        Я много раз видел эту историю в виде анекдота, причём называли его чаще всего именно 10 коров. :)
        • Yakushev Андрей Якушев на AndreyF 28.03.09 сб 17:56 #
          Анекдот? Хм...
          Я многие анекдоты притчами называю, когда нахожу в них не только повод похохотать. ;)
          Вообще, название притчи - вещь условная. Кто как хочет, тот так и называет. Даже авторские, и те переименовывают.
          • AndreyF Андрей на Yakushev 28.03.09 сб 19:43 #
            Андрей, я имел в виду лишь тот факт, что этот текст впервые и много раз за тем видел на сайтах с анекдотами. :) Там много интересных метафор, над которыми можно не только посмеятся, но и подумать. :) Это на тему первоисточника. :))
      • galkapavel Галина на Yakushev 28.03.09 сб 14:33 #
        Я читала эту притчу в ЖЖ. Первоисточник, простите, не знаю.
        • Yakushev Андрей Якушев на galkapavel 28.03.09 сб 17:58 #
          Вот в 2005 году я нашёл её с этим названием, с ним же и поместил сюда.
    • BogdaN Богдан на galkapavel 3.09.11 сб 20:01 #
      Ну естественно. Он дал максимальную цену, и если бы цена было в 100 или 1000 коров, он бы дал и 100 и 1000.

      А почему слово "увидел" в кавычках?
  • IMUF Павел 11.09.13 ср 18:31 #
    Женившийся моряк заинтересовался красотой души,стержнем младшей дочери,а в старшей этого не нашел. Ну а от самооценки конечно же зависит в том числе и то,что выражает облик человека - радость,счастье либо горе,безысходность
  • Yakushev Андрей Якушев 23.08.15 вс 10:52 #
    Выложил озвучку - беседу на радио с Анастасией Щёголь.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет

Бесплатная доставка в интернет-магазине Притчи.ру