Обсуждение притчи Экзамен

Пришло время Мастеру проверять своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него чернила и спросил:

— Что вы видите?

Первый ответил:

— Чёрное пятно.

Второй:

— Кляксу.

Третий:

— Чернила.

Мастер заплакал и ушёл в свою келью. Позже ученики спросили:

— Почему вы плакали?

Мастер сказал:

— Никто из вас не увидел белого листа.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Egzarcist 2.08.08 сб 11:34 #
    Прикольно! Но сють мне толком не ясна. Может быть белый лесток это человек. Но замаравшись, люди видят толька кляксу а не белый лесток испачканой кляксой. Вот это и огорчила учителя.
    • AndreyF Андрей на Egzarcist 2.08.08 сб 13:34 #
      Притча многогранна. Как мне кажется, она в первую очередь о полноте восприятия (видеть и келью и монаха и лист бумаги и кляксу). Ученики же продемонстрировали узость восприятия, которая отражает стереотипность их взгляда на мир. :)
      • Olga Ольга на AndreyF 2.08.08 сб 15:47 #
        Я думаю, здесь показана зависимость суждений от чужих действий.
        Учитель "капнул" и "спросил", после этого мысли об "увиденном" оказались зависимы от этих действий.

        Но как бы там ни было, мне всё же кажется, что Мастеру не стоит проливать слезы из-за эдаких пустяков. :))
        • AndreyF Андрей на Olga 2.08.08 сб 16:46 #
          Согласен. И она тоже. :) И шаблонность, автоматичность мышления. :)

          Как раз эта притча напомнила:
          Есть такая байка, что после революции, когда был организован ЧК и он был ещё молодой организацией, в нём работал один из лучших специалистов по сыскному делу в царской России, который занялся подготовкой молодых кадров. У него было множество уловок, как проверить готов ли человек для сыскной работы. Однажды он собрал группу молодых чекистов, которых готовил к сыскной работе и провёл для них экзамен - показывал им несколько таинственных знаков, нарисованных на листе бумаги. Молодые ребята предложили множество интересных версий - что могут означать эти таинственные знаки. Экзамен же сдал лишь один из них. Он заметил, что знаки были нарисованы на бумаге, используемой для того, что бы печатать новые червонцы. Говорят, что он потом стал одним из лучших следователей МУРа :))

          А вот со слёзами - сложный вопрос. Если это была тысячная попытка к ряду... :))
          • Olga Ольга на AndreyF 2.08.08 сб 18:50 #
            :)) Если это была тысячная попытка кряду, то Мастеру впору пойти и застрелиться.
            Может, он над этим слёзы проливал, над своей незавидной участью?

            А что за знаки-то, всё-таки?... :)) "Водяные знаки", обведенные чернилами?
            • AndreyF Андрей на Olga 2.08.08 сб 18:54 #
              Не знаю, этого история не сохранила :)) Возможно это был квадрант денежного потока, окончательно смутивший юных пролетариев :))
          • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 22.04.09 ср 12:21 #
            Если это Мастер, то расстраиваться ему никак не пристало. Не смог научить - попробуй иначе донести свою мысль. Так что, довольно сомнительно, чтобы Мастер мог так отреагировать...
            • AndreyF Андрей на VladimirT 22.04.09 ср 12:30 #
              А что по вашему Мастер делал, по ходу всей этой истории, как не доносил мысль? ;-)) Любые объяснения могли бы легко забыться, а вот то, как Мастер плакал - врядли ;-)
              • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 22.04.09 ср 12:40 #
                Честно говоря, Мастеру не пристало вообще расстраиваться. Не то, чтобы плакать. Если он - Мастер!
                Мастер всегда должен акцентировать внимание не на себе, а на предмете обсуждения. А сам как бы в стороне должен оставаться. Если он - Мастер! :)
                • AndreyF Андрей на VladimirT 22.04.09 ср 12:47 #
                  То есть Будда и половина знаменитых последователей ДАО и Мастеров Дзен не мастера? ;-)) Да и что мешает мастеру расстроиться и заплакать? Популярное заблуждение оно же запрет "мужчины не плачут"? ;-)) Вот читаю ваш пост и плачу... Наверное я не мужчина и уж тем более не мастер ;-)))
                  • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 22.04.09 ср 17:25 #
                    Мастер, разумеется, - человек. Но что касается его поприща, на котором он считается Мастером, должно быть все иначе. Там он - полубог. Сам бог! Ведь он не просто ремесленник. Он - Мастер!
                    Ну, представьте себе: именитый профессор философии горько плачет, потому как один из его учеников не сдал экзамен... Или Пигмалион, поливающий слезами кусок мрамора, потому что Галатея никак не выходит... Или Бетховен, рыдающий над клавесином из-за того, что никак не может начать Лунную сонату...
                    А так, они, естественно, люди, и могут и расстраиваться, и плакать - мало ли, что у человека может в жизни произойти!
                    И мужчина может плакать. Это глупо отрицать. Разумеется, если не по любому поводу ;)
                    • AndreyF Андрей на VladimirT 22.04.09 ср 17:42 #
                      Владимир, посмотрите эту притчу - Сначала помоги себе ;-)
                      • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 22.04.09 ср 17:54 #
                        Неплохая притча. Но это притча о Будде, написанная кем-то из его последователей. Не обязательно Будда поступил бы именно так. Когда человек достигает просветления, он становится единым с другими. Их боль становится его болью. Он может плакать, когда сочувствует (чувствует тоже самое!) другому, но ситуации, которые мы рассматриваем, далеки от трагедии, а потому и слезы здесь вряд ли уместны. Это лично мое мнение и я не претендую на его истинность в последней инстанции.
                        • AndreyF Андрей на VladimirT 22.04.09 ср 18:32 #
                          А разве в той ситуации была какая-то трагедия? ;-) И разве обязательно нужна трагедия или на кого то обижаться, что бы заплакать? ;-) А как быть с ребёнком, который плачет лишь для того, что бы привлечь внимание родителей? И что мешает Мастеру побыть таким ребёнком, что бы привлечь внимание учеников к чему-то, что ему кажется важным? ;-))
                          • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 22.04.09 ср 21:57 #
                            Можно плакать от радости. Но это совсем другое. Да и у ребенка плач - это, как правило, следствие того, что просто очень не нравится ему. Повзрослев, он будет реагировать иначе.
                            Мастер, когда хочет есть, не орет во весь голос, а идет и ест :)
                            • AndreyF Андрей на VladimirT 22.04.09 ср 22:08 #
                              А когда Мастер хочет привлечь внимание учеников чем-то необычным? ;-)) Впрочем, подозреваю, что мы просто имеем в виду под Мастерами и Мастерством разное ;-))
                              • VladimirT Владимир Танцюра на AndreyF 22.04.09 ср 22:13 #
                                Может быть и так... :)
  • martika Наталья 3.04.09 пт 19:19 #
    вот так оно и бывает: стоит случиться неприятности - и мы уже не видим хорошего, светлого вокруг, а смотрим на эту злополучную кляксу, забывая, что измазанная часть жизни это ещё не вся жизнь.
  • romanuev Roman 22.04.09 ср 11:41 #
    Суть притчи в том, что точно так же как ученики видят кляксу и не видят белого листа, они видят себя и не видят пустоты сознания, в которую погружены.
    Учитель заплакал, потому, что не смог ничему научить своих учеников.
    • smart Дмитрий на romanuev 23.04.09 чт 10:36 #
      Согласен. И не стоит дальше гадать, нужны были эти слезы или нет
  • zakko2009 владимир 30.06.13 вс 16:11 #
    Клякса
    Владимир Шебзухов

    Принёс учитель листик белый,
    Лишь кляксы след, увы…
    Ответьте, кто-нибудь, мне смело --
    Что видите здесь вы?

    Из опоздавших на урок,
    Сказал, что там медведь.
    Скопленье туч, другой же смог
    В той кляксе углядеть…

    Цветок на утреннем лугу,
    Дитя с улыбкой милой…
    И танец в снежную пургу,
    И, даже… крокодила…

    Подумал вдруг учитель с грустью --
    Всех помысел, конечно, чист,
    Фантазии богатство – пусть так!..
    Не видят, жалко, белый лист!

    Но за ответы, ставя "5" им,
    И свой, учитель дал ответ –
    Поменьше б в жизни – чёрных пятен,
    Да будет больше – белый цвет!

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет