Обсуждение притчи Человек, который видел только очевидное

Один искатель истины после многих испытаний повстречал, наконец, просветлённого человека, наделённого способностью видеть тайное значение вещей.

— Позволь мне последовать за тобой, — обратился к нему искатель. — Может быть, наблюдая за твоими действиями, я перейму твоё знание.

Мудрец ответил:

— Это слишком сложно для тебя: у тебя не хватит терпения сохранить непрерывную связь с планом событий. Вместо того чтобы учиться, ты, как обычно, будешь воспринимать лишь самое очевидное.

Но искатель стоял на своём. Он обещал, что постарается развить в себе терпение и, отбросив свои предвзятые мнения, будет учиться у событий.

— В таком случае у меня есть одно условие, — сказал мудрец, — ты не должен меня спрашивать ни об одном моем действии, пока я сам не объясню тебе его смысл.

Искатель с радостью принял это условие, и они отправились в путь. Подойдя к широкой реке, путники наняли лодку для переправы. Когда они почти достигли другого берега, искатель заметил, как мудрец незаметно продырявил лодку, и вода стала потихоньку наполнять её. Казалось, он отплатил перевозчику за услугу таким коварством. Не удержавшись, юноша воскликнул:

— Но ведь лодка потонет, и вместе с ней люди. Разве такие поступки достойны доброго человека?!

— Я предупредил тебя, что ты не сможешь удержаться от скороспелых выводов, не так ли? — тихо сказал мудрый человек.

— Простите, я забыл о нашем условии, — ответил искатель и пообещал ни о чём больше не спрашивать, хотя в душе был глубоко смущён.

Продолжая путешествие, мудрец с искателем вошли в столицу какого-то царства. Им оказали радушный приём и проводили к царю, который тут же пригласил их с собой на охоту. И вот охотничий поезд тронулся в путь. Маленький сын царя скакал на своём коне впереди мудреца. Как только царь и его свита устремились в погоню за зверем, мудрец, обернувшись к искателю, крикнул ему:

— Скачи за мной во весь опор!

С этими словами он сбросил царёвича с коня, вывихнул ему ногу и оттащил в чащу, затем снова вскочил в седло и помчался прочь из царства. Эта сцена повергла искателя в крайнее изумление, особенно его мучило то, что он стал невольным соучастником ужасного злодеяния. В отчаянии, заламывая руки, он воскликнул:

— Царь встретил нас как друзей, доверил нам своего сына и наследника, а мы поступили так бесчеловечно. Как назвать такой поступок?! Его не совершил бы даже самый низкий из людей.

Мудрец обернулся к искателю и сказал:

— Друг, я поступил так, как должен был поступить. Ты наблюдатель. Очень немногие достигают привилегии наблюдать. Но, несмотря на то, что ты достиг этого, ты не извлечёшь, как мне кажется, никакой пользы из своих наблюдений, потому что судишь о событиях в соответствии со своими установившимися взглядами. Я снова напоминаю тебе о твоём обещании.

— Я понимаю, что не был бы здесь, если бы не моё обещание, — ответил искатель. — И я также понимаю, что связан этим обещанием. Поэтому прошу вас, дайте мне ещё одну возможность. Я буду учиться и работать, твёрдо придерживаясь своего обязательства избавиться от привычных действий. Прогоните меня, если я спрошу вас ещё о чем-нибудь.

И вот мудрец и искатель снова оказались в пути. Вскоре они прибыли в большой и процветающий город.

Испытывая сильный голод, они стали просить у жителей хлеба и воды, но никто не давал им даже кусочка хлеба. Милосердие и священное гостеприимство были незнакомы обитателям этого города, они даже натравили на мудреца и искателя злых собак, от которых им пришлось спасаться бегством. Когда бедные путники, обессилевшие от голода и жажды, выбрались, наконец, на окраину, мудрец сказал своему спутнику:

— Остановимся здесь ненадолго, мы должны починить эту разрушенную стену.

Они усердно трудились несколько часов подряд, изготовляя из глины, соломы и воды кирпичи и восстанавливая стену. К концу работы искатель был так измучен, что, потеряв над собой контроль, выпалил:

— Нам никто не заплатит за это. Два раза мы воздавали злом за добро, а теперь добром отплатили за зло. Я устал и не могу идти дальше.

— Успокойся, — сказал мудрый человек, — и вспомни наш последний уговор: если ты меня ещё о чем-нибудь спросишь, мы тут же расстанемся. Здесь наши пути расходятся, у меня впереди ещё много дел. Но прежде я объясню тебе смысл моих поступков, чтобы когда-нибудь ты снова смог предпринять подобное путешествие. Лодку я повредил для того, чтобы её не отобрал у владельца тиран, который как раз в это время захватывал лодки для войны. Мальчик, которому я вывихнул ногу, когда вырастет, не сможет ни захватить власть в царстве, ни унаследовать её, ибо по закону этой страны управлять народом может только физически здоровый человек. Что касается негостеприимного города, то в нём живут два мальчика-сироты. К тому времени, когда они вырастут, стена будет вновь разрушена, и под ней мальчики найдут клад, оставленный им в наследство. Они будут достаточно сильны, чтобы завладеть сокровищами и улучшить характер людей их города, — это их предназначение. А теперь иди с миром, ты свободен.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • rainbow Светлана 3.05.09 вс 17:41 #
    Бред...
    • AndreyF Андрей на rainbow 3.05.09 вс 18:32 #
      В каждом бреде есть доля бреда ;-))
      • rainbow Светлана на AndreyF 3.05.09 вс 18:40 #
        Иронизировать изволите :)))
        Суть притчи в том, что некто знает, к каким последствиям (скажем, завтрашним) приведет сегодняшний поступок, и чтобы этого завтрашнего несчастья не случилось, сегодня этот некто совершает нелогичный на сегодня, но своевременный и необходимый поступок для завтра. А о послезавтра он подумал? ;)))
        • AndreyF Андрей на rainbow 3.05.09 вс 18:50 #
          А с моей точки зрения, притча о другом. О том, что есть люди, которые соображают заметно лучше нас в той или иной области. Их поступки могут показаться совершенно бессмысленными или даже вредными, хотя ведут к весьма светлым и позитивным результатам. Так человеку, который никогда не видел, как вправляют вывихнутые суставы это может показаться мучением человека, которому и так больно. А ребёнку, который не занимался спортом и не представляет, что ждёт его через 10-15 лет кажется не ясным, зачем кто-то каждое утро бегает или делает упражнения, а так же не ясно зачем идти в школу... ;-)

          Водитель новичок в момент остановки изо всех сил давит на тормоз и вся машина дёргается. Опытный водитель в момент остановки тормоз вообще отпускает, машина останавливается плавно, что и не заметишь момента остановки. Первому может показаться диким убрать ногу с тормоза, а для второго это совершенно естественно ;-)

          Собственно, наша жизнь, если присмотреться, так и выглядит - мы часто не видим в чём-то смысла, а потом, по прошествии времени, когда мы растём, развиваемся, обретаем опыт, это же кажется нам очевидным и естественным, а кому-то другому - странным и бессмысленным... ;-))

          Что же до притчи, то мне кажется, что здесь некоторая сказочность использована специально, что бы подчеркнуть глубокий смысл, который могут иметь аллогичные с нашей точки зрения поступки. ;-)
          • rainbow Светлана на AndreyF 3.05.09 вс 19:16 #
            С теми примерами, которые привели вы, Андрей, согласна на 100 процентов. А вот примеры из притчи мне кажутся не мудростью, а вмешательством в чужую судьбу. И если с лодкой еще более менее понятно откуда взялась эта самоуверенность, то про мальчиков - явно сказка какая-то. Это не просветленный, а маг. Разве стал бы просветленный так вмешиваться в судьбы не только мальчиков, но и государств??
            Поэтому и спрашиваю про послезавтра :)
            • AndreyF Андрей на rainbow 3.05.09 вс 19:36 #
              А что же вы ему предлагаете делать? ;-) С моей точки зрения, мы постоянно вмешиваемся в дела друг-друга и взаимодействуем. И чем экологичнее, позитивнее и продуктивнее мы это делаем, тем это мне кажется лучше для нас же самих. Кто-то взаимодействует с другими слепо. Кто-то видит лишь очевидное и простое. Кто-то видит гораздо дальше. ;-) Вот в меру того, как далеко они видят, люди и действуют. ;-) Почему послезавтра? А не после-после-после-после-...-после завтра? Ведь в будущее можно смотреть бесконечно далеко или, скорее, так далеко, как мы умеем ;-)
              • rainbow Светлана на AndreyF 3.05.09 вс 19:50 #
                :) Ему я ничего не предлагаю делать. Он же проветленный! :)
                А вот какой смысл действовать исходя из завтрашних, послезавтрашних знаний я так и не понимаю? И как насчет того, чтобы жить здесь и сейчас? Может быть так все таки экологичнее?
                • AndreyF Андрей на rainbow 3.05.09 вс 20:31 #
                  Он же проветленный!
                  Тогда он точно живёт здесь и сейчас ;-) Что, кстати, прекрасно и видно по притче ;-)

                  А вот какой смысл действовать исходя из завтрашних, послезавтрашних знаний я так и не понимаю?
                  То есть вы своих детей не отправите в школу? Не будете делать прививок? Не станете их обучать как заниматься спортом, здоровому питанию и образу жизни? Это ведь всё для завтра. Если жить только сегодняшним днём можно пить, гулять, заниматься чем-то весьма приятным от чего дети появляются - ведь всё это проявится только завтра ;-)

                  И как насчет того, чтобы жить здесь и сейчас? Может быть так все таки экологичнее?
                  Конечно. Вот только стоит различать:
                  - жить здесь и сейчас, будто будушего нет вовсе,
                  - жить убегающим завтрашним днём (который чаще всего так и не наступает), лишая себя радостей настоящего,
                  - жить здесь и сейчас, заглядывая в будущее и предвидя эффекты от своих сегодняшних действий, осознано формируя своё будущее.

                  Первые два варианта в целом, на мой взгляд, явно проигрывают третьему, хотя иногда и они оказываются очень полезными. ;-)
                  • rainbow Светлана на AndreyF 3.05.09 вс 21:37 #
                    Мне тоже видно, что он живет здесь и сейчас. Сам. :) А вот другим этого делать не позволяет. Он меняет ситуацию так, что другой теряет возможность поступать так, как он мог бы поступить. Другими словами, он действует как судьба, формируя чужое будущее.
                    Андрюш, я понимаю и согласна с вашими словами и примерами. Но чувствую, что они не относятся к примерам притчи. Похожи, но не те. Не знаю, как пояснить точнее. Как, если бы родитель, исходя из соображений здоровья ребенка не просто делал ему прививки, а просто запер бы его дома.
                    • AndreyF Андрей на rainbow 3.05.09 вс 21:49 #
                      "Другие" сами влезли в это дело по собственной инициативе, более того, их предупреждали, что лучше бы им этого не делать. В традициях Суфиев и многих других учителей учить тех, кто готов, но и не особо препятствовать тем, кто ещё не готов, но хочет попробовать (если это безопасно для них). ;-)

                      Это не родитель, а примкнувший - не ребёнок. Это два самостоятельных человека, свободных в своём выборе и несущие за него ответственность. Суфий не обязан его опекать или учить. Он лишь позволил тому наблюдать и учиться самому, на определённых условиях (которые тот по ходу пытался нарушить). ;-)

                      Раз чувствуете, что мои примеры не вполне относятся к притче, похоже интуитивно заметили в притче второй слой. ;-))
                      • rainbow Светлана на AndreyF 3.05.09 вс 22:07 #
                        Не. Я не про ученика говорю, а о царевиче и о мальчиках из города.
                        • AndreyF Андрей на rainbow 3.05.09 вс 22:19 #
                          Представьте, вы увидели, что из царевича вырастет жестокий и безжалостный правитель, который бессмысленно погубит множество людей и ввергнет страну в хаос. Вы уверены в том, что поступок суфия был чем-то хуже, чем поступок какого-нибудь парня, который лет через 40 напал бы на этого "царевича", что бы убить тирана и был изрублен охраной? ;-) С мальчиками так и вообще по-моему мотивы ясны. ;-)

                          Что же до "права вмешиваться" так мы постоянно влияем на других людей, а они на нас. Это можно делать лишь слепо и хаотично, а можно - смотря вперёд и более экологично. ;-)
                          • rainbow Светлана на AndreyF 3.05.09 вс 22:48 #
                            Не знаю... Не знаю, где та грань, когда достаточно сделать прививку, а когда необходима изоляция от общества. Не знаю, где грань между экологичным воздействием и похожим на нацизм стремлением сделать мир лучше.
                            Больше нечего добавить.
        • Gecko Александр П. на rainbow 29.05.09 пт 17:29 #
          Суть притчи в том что на самом деле некоторые вещи выглядят не так как мы их видим.
          ИМХО!
          тут уже была похожая притча о 2х ангелах.

          тут вспомнил одни слова из фильма с С.Сталоне "Убийцы" ассассин по англ.

          сидела себе птичка и пела на дереве.. тут настали холода она упала и почти замерзла..
          проходила рядом корова и нагадила на ее.
          экскременты были теплые и отогрели ее
          она обрадовалась что жива и начала петь
          это дело увидел кот
          подошел очистил ее от .... и съел!

          мораль!
          если на вас нагадили это не обязательно ваши враги
          если вас очистили от .... это не обязательно ваши друзья
          и если вам хорошо сидите себе и помалкивайте!

          пересказал не дословно. но идею сохранил.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет