Обсуждение притчи Искусство управлять колесницей

Учителя Отца Цзао звали Великим Бобом. Когда Отец Цзао пришёл к нему учиться управлять колесницей, то по обычаю держался очень скромно. Великий Боб же ничего ему не объяснял целых три года. Отец Цзао относился к учителю всё почтительнее, и тот, наконец, с ним заговорил:

— В старинной песне поётся:

«Сын хорошего лучника
Сначала должен плести корзины.
Сын хорошего литейщика
Сначала должен шить шубы».

Ты сначала смотри, как я бегаю. Станешь бегать, как я, тогда сможешь взяться за шесть пар вожжей, управлять шестеркой коней.

— Буду лишь повиноваться приказу, — ответил Отец Цзао.

Тут Великий Боб сделал дорогу: на расстоянии шага один от другого установил столбы, на которых умещалась лишь ступня. По ним он стал ходить, бегать туда и обратно, не скользя и не падая.

Отец Цзао стал этому учиться и за три дня овладел его искусством.

— Как ты понятлив! Как быстро всё усвоил! — вздохнув, сказал Великий Боб. — Так поступает Колесничий. Когда ты ходил, то овладел умением ногами, а откликался на него сердцем. Это и распространи на управление колесницей. Держи в порядке вожжи там, где они соединены с удилами, натягивай их или ослабляй в согласии с углами губ коней. Правильно соразмеряй мысль в своей груди, чувствуй ритм руками. Внутренне овладеешь волей, а внешне научишься угадывать желание коней. Тогда-то и сумеешь посылать коней вперед или отводить назад, словно по натянутому шнуру, делать повороты или кружиться, словно по угломеру и циркулю, и силы коней хватит с избытком на любой, самый дальний путь. Вот это истинное мастерство. Овладев мастерством управления удилами, приводи в соответствие поводья; овладев мастерством управления поводьями, приводи в соответствие и руки; когда руки овладеют мастерством, приводи в соответствие и мысли. И тогда можешь уже не следить глазами и не подхлёстывать кнутом. Будешь стоять прямо с лёгким сердцем, и шесть пар вожжей не перепутаются, и топот двадцати четырёх копыт будет равномерным, движения же совершенно точными при езде вперёд, назад, кругом и при поворотах. А затем уж твоя колесница проедет всюду, где только поместятся колеса, всюду, где только хватит места для конских копыт. И тогда езда в любой местности станет для тебя одинаковой, не заметишь ни отвесных гор, ни узких ущелий, ни топи, ни равнины. На этом кончается моё искусство, и ты им овладел.

 

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • 2363 2363 20.07.09 пн 13:26 #
    искуство управления,также как мне кажется можно провести пропорциональность и к другим спектрам деятельности ....
    • AndreyF Андрей на 2363 20.07.09 пн 14:44 #
      Мне тоже так кажется. Мастерство разное, но структура у него одна... ;-))
      • 2363 2363 на AndreyF 20.07.09 пн 19:31 #
        здесь не только об искустве управления, здесь говорится ещё об искустве быть скромным и учится у того кто по твоим меркам знает меньше тебя,проявлять уважение к тем кто тебя взял в ученики , возможно ученик на самом деле был учителем, а учитель учеником.
        • AndreyF Андрей на 2363 20.07.09 пн 19:55 #
          Ещё Будда заметил, что все люди просветлённые, но большинство из них этого не замечает. А потому он учится у них, а не считает их своими учениками... ;-)
  • 2363 2363 20.07.09 пн 22:34 #
    здесь также скрывается и искуство жизни, лошади это свои собственные желания или стремления, если искустно ими управлять, можно пройти большой путь.
  • AndreyF Андрей 21.07.09 вт 11:53 #
    Прекрасная притча. Единственное, что смущает - что мысли приводятся в порядок в конце, на мой взгляд, с этого бы стоило начинать... ;-))
    • 2363 2363 на AndreyF 21.07.09 вт 12:17 #
      Для меня смысл есть и в начале , по середине и в конце и между ними. Вот ещё одна формулировка которая есть в начале. В начале Цзао пришёл к учителю, и проявлял скромность, что говорит об выдержанности Цзао, терпеливости (одна из благодетелей) , также здесь есть отражение восточной традиции, когда ученик приходя к учителю, учитель как правило не учит его очень долго, заставляя делать самую грязную работу, и только потом учитель проникшившись доверию начинает по тихоньку учить его.
      Прекрасна притча, прекрасен и сам процесс поиска смысла.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет