Обсуждение притчи Вспыльчивый человек

Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие годы наблюдая за собой, он пришёл к выводу, что вся его жизнь полна непреодолимых трудностей из-за такой его вспыльчивости. Стал он думать, как бы ему избавиться от этой черты. И вот прослышал он об одном дервише, который, мол, обладает глубоким знанием. Пошёл он к нему за советом. Дервиш сказал ему:

— Ступай по такой-то дороге, пока не придёшь к перепутью, где увидишь засохшее дерево. Встань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться.

Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством совершенного мудреца.

Однажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвернул голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно продолжил свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку:

— Постой, ответь на моё приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам!

Но тот даже не обернулся. Он ещё несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущённый такой неучтивостью, человек тут же обо всём позабыл. Он быстро снял своё ружьё, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющегося грубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело. Сражённый пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни.

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Yakushev Андрей Якушев 6.06.05 пн 19:03 #
    Как почти единогласно не понравилась читателям притча "Вспыльчивый человек"! А ведь я не случайно поставил её не только на сайт но и в рассылку.
    Вот что пишет о ней Идрис Шах:

    * Цитата *
    Итак, как мы видим, есть два рода советчиков. Первые чисто механически повторяют какие-то установленные принципы. Вторые - это люди знания. Те, кто встречают людей знания, ждут от них нравоучений и относятся к ним как к моралистам. Но цель этих людей служить истине, а не оправдывать благочестивые надежды. Дервиш, фигурирующий в этой истории, говорят, не кто иной, как Наджм ад-дин Кубра, - один из величайших суфийских святых. Он основал орден Кубравийа ("Величайшее братство"), который имеет много общего с основанным позднее орденом святого Франциска Ассизского. Как святой из Ассизи, Наджм ад-дин прославился своей сверхъестественной властью над животными. Наджм ад-дин был одним из шестисот тысяч горожан, погибших во время разрушения Хорезма (в Центральной Азии) в 1221 году. Утверждают, что монгольский завоеватель Чингиз-хан, зная о его славе, обещал сохранить ему жизнь, если он добровольно сдастся. Но Наджм ад-дин Кубра вышел вместе с другими на защиту города и позднее был найден среди убитых. Предвидя эту катастрофу, Наджм ад-дин незадолго до нашествия монгольских орд отпустил от себя своих учеников и направил их в безопасные места.
    * Конец цитаты *

    Дело в том, что порыв, который подвинул его застрелить человека, - был уже не гнев и не раздражительность. Печально, что большинство людей не хочет об этом задумываться.
  • Phoenix Слава 10.06.05 пт 16:22 #
    Притча "Вспыльчивый человек" на самом деле достаточно противоречива и ответить, я боюсь, тоже не смогу на неё вразумительно. Мы всегда хотим видеть то, что хотим видеть!

    Притча мне понравилась и вот что я думаю:


    Во-первых, этот человек осознал, что хочет измениться, и поэтому стал действовать. Тот кто боится этого шага, тот бы так не поступил.

    — Ступай по такой-то дороге, пока не придёшь к перепутью, где увидишь засохшее дерево. Встань под этим деревом и каждому прохожему предлагай напиться.

    Если буквально принять то, что говорит дервиш, то получится не очень верная картина. Дервиш направил по дороге к источнику и засохшему дереву - конечно, к внутреннему источнику и засохшему дереву души вспыльчивого человека. Источник- есть Бог, и у всех он заполнен, но у тех кто слеп и глух - это пустой источник, поэтому дерево души засохло и не даёт плодов! То есть источник и дерево существуют отдельно, что неправильно. Человек без Бога ничто, но и Нас тоже ничто, так как не останется тех кто знает! Дерево и источник должны объединиться и тогда источник в дереве, а дерево в источнике.


    Дервиш указал ему путь и сказал давать напиться странникам, но он ничего не говорил о самоконтроле - это только слухи. Тот кто контролирует, тот проиграет, тот кто не контролирует - тоже проиграет.
    То есть на самом деле Вспыльчивый человек на данном этапе всё тот же Вспыльчивый человек. Однако он пытается узнать другую половину гнева и раздражительности.

    — Постой, ответь на моё приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем путникам!
    Но тот даже не обернулся. Он ещё несколько раз окликнул его, но не получил никакого ответа. Возмущённый такой неучтивостью, человек тут же обо всё позабыл. Он быстро снял своё ружьё, висевшее на сухом дереве, прицелился в удаляющегося грубияна и выстрелил. Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо: сухое дерево расцвело. Сражённый пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к совершению самого ужасного преступления в своей жизни.

    Что здесь произошло....(однозначно я ответить не могу)
    Но он на самом деле ЗАБЫЛ ВСЁ и то что он Вспыльчивый человек и то что он Человек милостыни им уже руководил Бог, об этом говорит то, что Источник и Дерево воссоединились - они ОДНО! Этот человек - без крайностей, он освобождён...
    • Yakushev Андрей Якушев на Phoenix 11.06.05 сб 9:59 #
      По поводу дерева и источника, могу сказать то, что "давать пить у сухого дерева" - это давать необходимое там, где его нет (дерево сухо, значит в этом месте действительно есть необходимость в воде).
      По поводу самоконтроля ничего не могу сказать.
      А вот с концовкой, мне кажется, что когда приходит просветление, когда человек действительно начинает полностью себя контролировать (но не задавливать!) то какие-то порывы, которые могут показаться гневом, на самом деле имеют более глубокий источник, близкий к чему-то высшему.
      • Phoenix Слава на Yakushev 16.06.05 чт 16:23 #
        Если тучи закрывают солнце, это не значит, что его нет, если дерево сухое, это не значит, что нет воды, это значит то, что корни дерева не ищут вглубь, они поверхностны. Источник всегда находится в нас, просто не все хотят пить:)))

        Я согласен! Человеку даны чувства не для того, чтобы он ими раскидывался направо и налево без понимания и осознания....нужно чтобы он осозновал что делает. Иногда плохое - благо, иногда хорошее - не является благом
        > Знак .
      • Olga Ольга на Yakushev 23.05.07 ср 12:03 #
        А вот с концовкой, мне кажется, что когда приходит просветление, когда человек действительно начинает полностью себя контролировать (но не задавливать!) то какие-то порывы, которые могут показаться гневом, на самом деле имеют более глубокий источник, близкий к чему-то высшему.

        "...уступать в мелочах, чтобы не уступить в главном..."

        Отчего рождается вспыльчивость?
        Оттого, что нам кажется, что всё идёт не так, как нам кажется, оно должно идти...
        Это человек не изменил своей природе, но изменил своё отношение к несущественным "мелочам", оставшись, не задумываясь, верным себе тогда, когда это действительно оказалось оправданным.

        Я так думаю...
  • GVS Григорий Сергеев 24.05.07 чт 15:12 #
    Хорхе Луис Борхес. Album Romanum: Коллекция переводов
    Перевод с испанского Вадима Алексеева

    Фрагменты апокрифического Евангелия
    ...
    17. Кто убивает во имя правды или хотя бы верит в свою правоту, не знает вины.
    18. Не заслуживает содеянное человеком ни адского пламени, ни благодати небесной.
    ...
    40. Не суди о дереве по плодам, а о человеке по делам, могут быть лучшие и худшие.
    ...
    • Yakushev Андрей Якушев на GVS 24.05.07 чт 15:16 #
      П. 40: Христианство считает иначе.
  • Azar_Mirza-Beg Azar Mirza-Beg 18.04.17 вт 11:36 #

    По-моему эту притчу надо понимать как то, что этот человек не смог справиться со своей дурной, вспыльчивой натурой. Ведь он стоял у дерева не с тем, чтоб творить благотворительность, а для того, чтоб побороть себя. Но в этом случае почему зацвело дерево? Возможно кто-то добавил такую странную концовку. Либо это просто нелепая притча, либо-же кто-то пересказал её в искажённом виде. Можно найти другие дервишские притчи связанные с именем Наджмаддина Кубра на одном сайте в Интернете (www.kubrawi.org). Более того там ещё можно скопировать две уникальные книги шейха в русском переводе, впервые в суфийской литературе раскрывающие эзотерические тайны мистического пути суфиев. А именно "Десять принципов" и "Благоухания красоты и преамбулы величия".

    • Yakushev Андрей Якушев на Azar_Mirza-Beg 18.04.17 вт 12:25 #

      Гнев - это эмоция, обычная эмоция человека. Человека беспокоило лишь то, что это было "по любому поводу".

      В этой притче его гнев послужил во благо.

      Притча говорит о том, что бесполезно избавляться от того, что естественно для человека. Нужно лишь уметь этим управлять и направлять, куда надо.

      А дерево расцвело - как символ того, что "всё получилось".

      • deminu Юра на Yakushev 18.04.17 вт 18:30 #

        "...Его гнев послужил во благо" - самосуд психопата - благо? Дервиш поставил его не для благотворительности, а для того, чтобы бедолага осознал, что его психозы - это всего лишь его мысли, и эти мысли - не он, не его безмолвная тихая сущность. Но человек пошел не в себя, а понял задачу, как внешнюю, стал играть назначенную роль и это не могло не привести рано или поздно к срыву, т.к. сущность осталась неизменной. Маска сорвана, дерево истины расцвело! 

        • ivanov Александр на deminu 18.04.17 вт 21:32 #

          Вот и ещё одна версия) То, о чём я говорил в плюс внешне несуразной притче.

      • Azar_Mirza-Beg Azar Mirza-Beg на Yakushev 19.04.17 ср 15:07 #

        Опять таки, что-то не верно в этих интерпретациях. Ведь он не пытался наказать негодяя, а лишь убил во гневе. Или же тогда получается импульс стрелять пришёл от высших сил. От каких сил? От Бога, из Шамбалы? Но всё-же по-моему этот импульс от шайтана. Почему люди не допускают, что это просто нелепая притча. Кто её придумал? Какой-то писатель наверное.

        • Yakushev Андрей Якушев на Azar_Mirza-Beg 20.04.17 чт 9:26 #

          Эту историю Идрис Шах включил в свою книгу "Зеркало совершенства".

          Я разместил под притчей его комментарии к ней. Но судя по ним, мои догадки о её смысле были неверны. Поэтому, чтобы понять эту притчу, нужно обратиться к специалистам по суфизму.

          • deminu Юра на Yakushev 20.04.17 чт 10:56 #

            Притча ясно показывает то, что если есть проблемы с психикой, то обращаться надо не к дервишу, а к доктору.

  • ivanov Александр 18.04.17 вт 16:10 #

    В этой притче хорошо уже то, что она неоднозначна, заставляет спорить, порождая раздумья.

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет