Обсуждение притчи О происхождении клеветников

Когда всесильный Магадэва из ничего создал прекрасный мир, он спустился на землю, чтобы полюбоваться делом рук своих. В тени густых лиан, на ложе из цветов, он увидел человека, который ласкал свою прекрасную подругу, — спросил его:

— Доволен ты тем, что я создал для твоего счастья? Лазурью неба и блеском моря, бледными лилиями и яркими розами, и тихим благоуханным ветерком, который веет ароматом цветов и, как опахало, тихо колышет над тобою стройные пальмы в то время, как ты отдаёшься восторгам любви с прекрасной подругой твоей?

Но человек с удивлением посмотрел на него, уже не узнавая Магадэву, и дерзко ответил:

— Кто ты? И почему ты спрашиваешь меня? Какое дело тебе до того, доволен или недоволен я тем, что существует? И почему я должен отвечать тебе?

Сказал Магадэва:

— Я тот, которому ты обязан всем, что существует, и даже тем, что существуешь ты сам. Я тот, кто создал лазурное небо, блеск моря, кто щедрой рукой рассыпал цветы по полям и лугам, кто зажёг звезды в небесах, кто создал прекрасные пальмы и обвил их лианами. Я тот, кто повелел быть солнцу, создал день и ночь, страстный зной и прохладу, твою прекрасную подругу и тебя. Мне ты обязан благодарностью за все.

С изумлением сказал человек:

— Благодарностью? За то, что ты создал всё? Какое же мне дело до этого? И за что я должен благодарить тебя? Я вижу, что всё существующее прекрасно. С меня довольно. И какое мне дело ещё думать о том, кто, для чего и почему создал всё это! Отойди с твоими праздными разговорами и не мешай мне наслаждаться тем, что существует.

И изумление отразилось на лице Магадэвы.

— Как? В глубине твоего сердца не шевелится желанья пасть ниц передо мной, твоим творцом, молиться мне и благодарить меня за всё, что я дал тебе?

— Молиться? — воскликнул человек. — Тратить время на какие-то молитвы, когда жизнь так прекрасна? Когда так лазурно небо, блещет море и прекрасна подруга? И ты хочешь, чтобы я, видя всё это, думал о тебе? Ты хочешь, чтоб я отнимал у неё часы восторгов и любви и отдавал их каким-то молитвам? Нет. Жизнь прекрасна, и некогда молиться. Надо пользоваться тем, что есть, и не тратить время на благодарность.

Так родился на свет страшнейший из грехов. Поблекли цветы, пальмы с укором качали своими красивыми вершинами, и ветерок шептал среди лиан имя рождённого греха.

И прозвучало над миром новое слово: «Неблагодарность».

 

Тогда великий Магадэва, в порыве праведного гнева, подъял руку, чтоб предать проклятию презренный род людской, забывший его. И от движения руки его ураган пронёсся над землёю, поднял и закрутил в воздухе знойные пески пустыни. Тучами полетели мириады раскалённых песчинок, сжигая, погребая всё на пути своём. Блекли цветы, гибли пальмы, пересыхали прозрачные, кристальные реки, и раскалённые песчинки с жгучею болью вонзались в тело людей.

Нахмурил чело Магадэва, — и тучи поползли по лазурному небу, заслоняя свет солнца. Слёзы ярости сверкнули на очах Магадэвы, — и из туч полилась холодная вода. Под струями её дрожали своими окоченевшими членами люди, и тщетно старались они укрыться от ледяных потоков под сенью пальм. Стройные пальмы не хотели давать приюта неблагодарным. От прикосновения людей они с отвращением вздрагивали и обдавали прикасавшихся к их стволам потоками холодной накопившейся влаги.

Слово сказал Магадэва, — и громы загремели в небесах, и молнии посыпались, прорезывая тьму, от разъярённых взоров его. В смертельном ужасе дрожали окоченевшие люди, и им не было куда укрыться от ледяных потоков, страшных громов, которые трепетом наполняли всё их существо, и блещущих зигзагов молнии.

— Вспомнят теперь они обо мне! — сказал Магадэва.

Но люди не вспомнили о Магадэве.

В девственных лесах застучал топор, со стоном падали стройные пальмы, поражённые насмерть, — и люди строили себе жилища.

Всё, что существует, своим существованием обязано греху. Чтоб спастись от казни за неблагодарность, люди построили себе жилища. И с тех пор им было всё равно. Неслись ли в воздухе раскалённые пески, или лились потоки холодной, ледяной влаги, — они ото всего укрывались в своих жилищах, отдавая часы непогоды восторгам любви. И страшный раскат грома заставлял лишь крепче прижиматься в испуге прекрасную подругу. А молнии освещали горевшие восторгом и любовью смеющиеся взоры.

 

Тогда великий Магадэва всю свою ярость и злобу обрушил на мир. И среди травы и цветов поползли огромные, шипящие змеи. Из лесов вышли страшные полосатые тигры, с горящими злобой глазами. Они подкарауливали людей в засаде, одним прыжком кидались на них и острыми, огромными когтями без жалости разрывали на части самые прекрасные тела. А змеи бесшумно подкрадывались к людям, обвивали их своими холодными кольцами и душили их, не внимая ни стонам, ни воплям. Или жалили их, одной каплей яда отравляя весь организм и превращая прекрасное, белое, трепещущее, тёплое тело в холодную, распухшую, почерневшую мёртвую массу. И уползали, торжествуя, что причинили гибель и смерть.

— Теперь они вспомнят обо мне! — сказал Магадэва.

Но человек тяжёлым камнем убил ядовитую змею, вырвал её ядовитые зубы, наделал из них отравленных стрел и, меткой рукою пуская их, убивал полосатых тигров, притаившихся в чаще лиан. Ему не были страшны ни змеи, ни тигры. Из наказания, посланного Магадэвой, он сделал забаву для себя. Он не только не бежал от тигров, — он сам, нарочно, ходил в леса, отыскивал их, убивал и из их полосатых шкур делал ложе для своей прекрасной подруги, убирая стены её жилища разноцветною кожею змей. И жарче был поцелуй в награду храбрецу.

 

— Вас не страшат ни сила, ни ярость! — воскликнул Магадэва. — Так я же мерзостью наполню этот прекрасный мир и отравлю ваше существование.

И, отвернувшись, он создал мерзких насекомых. Москита, который питался человеческой кровью и своими укусами красными пятнами и отвратительными буграми обезображивал лица, руки и плечи прекрасных женщин. Осу, мерзкое и отвратительное насекомое, которое жалит только из удовольствия причинять неприятность и боль. Муравьёв, которые заползали даже в ложе и не давали покоя ни днём, ни ночью.

Но люди прозрачными сетками заставили окна от москитов, нашли самое простое средство от укуса осы — слюну, поехали в Персию, поторговались с персиянами, купили персидской ромашки — и спокойно спали, а днём, намазанные благовонными мастями, ходили безопасные от укусов москитов. И только больше благоухали прекрасные женщины.

 

Тогда из глубины океана, в мглистом, чёрном тумане, смерчем, как змея, извиваясь спиралью по небесным кругам, поднялся на девятое небо к престолу Магадэвы отец зла — Сатана. И сказал:

— Всесильный! Я враг твой. Но я помню, что создан тобой же. Лишь люди могут забывать всё. Но Сатана помнит, кому он обязан своим существованием. Неблагодарности нет в числе тех пороков, которыми с ног до головы покрыт Сатана. Этот порок принадлежит только людям. Он создан ими. Позволь же мне отблагодарить тебя за то, что ты меня создал. Позволь мне прийти на помощь к тебе в твоей непосильной борьбе.

И Магадэва, с отвращением отвернувшись, сказал:

— Говори.

— Ты хочешь наказать людей, но слишком благ и праведен, чтобы выдумать такую мерзость, какая может прийти в голову только мне, отцу лжи и порока. Только я могу выдумать нечто достойное этой породы. Позволь же мне наказать людей моим наказанием, какое мне придёт в голову.

И Магадэва, с отвращением отвернувшись, дал рукой знак согласия.

 

Сатана спустился на землю среди болота и грязи. Случилось так, что в эту минуту прибежал туда спрятаться, укрыться в камышах изменник. Низкий трус, бежавший с поля сражения в самую решительную минуту, предавший отечество опасности. Он был мерзок самому себе. Но когда Сатана предстал пред ним в настоящем виде, даже он плюнул в грязь и с отвращением бежал прочь от мерзкого зрелища, презирая опасность попасться в руки врагов.

После изменника туда же пришёл парий, чтобы умыться в болотной воде. Презренный, прокажённый, от которого сторонились люди, он не пугался своего отражения, когда нагибался пить из болота грязную воду. Но, увидав Сатану, и он плюнул в грязь и бежал прочь.

Затем сюда же пришёл раб. Презренный, наказанный за свои пороки раб, — он пришёл сюда, чтоб бросить в болото драгоценный убор, украденный у господина. Эта вещь была дорога его господину, как память. В бессильной злобе он украл её, пришёл сюда, чтоб в виде мести сделать своему господину хоть какую-нибудь гадость. Он был мерзок. Но и он, увидав Сатану, от омерзения плюнул в ту же грязь, в которую плюнули изменник и парий.

Тогда из грязи, смешанной с тремя плевками изменника, пария и раба, вырос Клеветник. Трусливый и низкий, как изменник, презренный и прокажённый, как парий, подлый, как раб, обокравший своего господина. Грязный, как сама грязь.

Случилось так, что в то время, когда он рождался, мимо пробежала собака. С тех пор Клеветник не может спокойно видеть ничего высокого без того, чтоб сейчас же не сделать какую-нибудь мерзость. Из болотных камышей на его рождение глядел бегемот. И оттого кожа Клеветника так толста, что её ничем не прошибёшь. Увидев его, говорят, сам Сатана, с любовью глядевший на свой мерзкий облик в волнах океана, — и тот не выдержал и плюнул на него.

После плевка Сатаны Клеветнику не страшны уже стали плевки людские.

 

Самый воздух священной Калькутты был отравлен клеветой. Как тысячи гадин, она расползалась от Клеветника по всему городу, заползала во все дома, всюду сеяла злобу, ненависть, вражду, подозрения. Священные брамины, почтенные старцы подозревались в кражах; невинных девушек, чистых, как лилия, подозревали в гнусных грехах; мужья без отвращения не могли смотреть на своих жён, жёнам мерзко было смотреть на мужей; отцы враждовали с детьми.

Ничего не щадил Клеветник, и всюду заползала его клевета, отравляя жизнь людям. Его били, но, благодаря коже бегемота, он не чувствовал ничего. Ему плевали в лицо, но он только говорил: «Вот и отлично. По крайней мере, умываться не надо». Что значили людские плевки ему, на которого плюнул сам Сатана?! Его презирали, а он смеялся:

— Неужели вы думаете, что я так глуп, чтоб ждать за свои клеветы от вас уважения?!

Его не брало ничего.

Тогда жители Калькутты выдумали для него самое позорное наказание. Он был вымазан в смоле, его обваляли в пуху и в таком виде, раздетого, заставили ходить по улицам. Но он сказал:

— Вот и отлично: после такого срама мне не страшен уж больше никакой позор.

Так всеобщим презрением в нём убили окончательно человека.

И он клеветал уж тогда, не боясь ничего. Но это было только началом наказания Калькутты. Самое бедствие пришло только тогда, когда в Калькутте было изобретено книгопечатание.

 

Этим прекрасным даром неба мы обязаны любви. Всё, что существует, своим происхождением обязано любви. И если бы на свете не было любви, не было б и нас самих.

Она была Жемчужиной Индии, и он любил её, как небо, как воздух, как солнце, как жизнь. При тихом мерцании звёзд, в благовонную, тёплую ночь, он говорил ей под лёгкий плеск священных волн Ганга:

— Пусть звезды, что с завистью смотрят на твою красоту с далёкого, тёмного неба; пусть ночь, что ревниво покрыла тебя тёмным пологом от взоров людей; пусть вечер, что лобзает тебя; пусть волны священной реки, что с тихим, восторженным шёпотом несут морю рассказ о твоей красоте, о богиня, царица моя, пусть все, пусть весь мир свидетелем будет моей любви, моих клятв, дорогая! Дай мне обнять твой стан, гибкий, как сталь, и стройный, как пальма. Отдай мне твою красоту неземную! Сделай меня и счастливым, и гордым. Пусть зависть засветится в глазах всего мира, и лишь в твоих глазах, дорогая, пусть тихо мне светит любовь. Весь мир пусть будет знать, что моя — прекрасная Жемчужина Индии. Слава твоей красоты переживёт века, и деды внукам будут, как волшебную сказку, рассказывать о красоте Жемчужины Индии. И сердце каждого юноши сожмётся завистью ко мне, к твоему владыке, к твоему рабу…

Тихо плескалась река, и бледная, при бледном свете луны, словно ужаленная, быстро поднялась с места Жемчужина Индии, уже замиравшая в объятьях прекрасного юноши.

— Не знаю кто, — сказала она, — но нам запретил лгать. Ты сказал неправду. Как все, кто даже меня не видел, будут знать о моей красоте? Как все, когда меня уже не будет на свете, будут завидовать тебе? Ты солгал, — и я никогда не буду принадлежать человеку, который лжёт в минуты восторгов любви.

И её белое покрывало исчезло среди сумрака ночи, еле освещённого трепетным светом луны.

В отчаянии бросился к волнам священного Ганга прекрасный юноша. Но гений слетел и осенил его мыслью о тиснении книг. В чудных строках он воспел красоту Жемчужины Индии. И в тысячах оттисков эта песнь красоте разнеслась, как ветер, по свету. И все, кто никогда не видал её, знали о красоте Жемчужины Индии. От дедов к внукам, как волшебная сказка, передавалась эта книга, и, читая её, у людей сжималось сердце завистью к тому, кого любила, чьей была Жемчужина Индии.

А за своё чудное открытие прекрасный юноша был награждён высшим счастьем на свете — объятиями любимой женщины. Так было в Индии в давно минувшие времена изобретено книгопечатание.

 

Но и на это орудие, созданное для того, чтобы воспевать всему миру красоту и любовь, устремил своё нечистое внимание Клеветник. Орудие любви он сделал своим орудием клеветы. И с этих пор стал силён, как никогда.

Ему не нужно было уж бегать по дворам, чтобы разносить клевету. В тысячах оттисков она сама разносилась кругом, как дыхание чумы. Это не были слова, которые прозвучат и замолкнут, это было нечто, что оставалось, чего нельзя было уничтожить. Он не рисковал собою, потому что мог клеветать издалека. Как змеи ползли его клеветы. Он не щадил ничего, не останавливался ни перед чем! Скромных и честных тружеников он называл ворами, грязью забрасывал лавры, которыми венчали гениев, рассказывал небылицы про людей, которых он никогда не видал, клеветал на женщин, на сыновей, говоря, что они обкрадывают своих родителей. И когда ему доказывали, что он лжёт, он нагло смеялся и говорил:

— Так что же? Лгу — так лгу. Доказано — так доказано. А клевета всё-таки пущена. Я своё дело сделал, я — сила.

И только тогда, когда Клеветник начал плодиться и множиться, люди вспомнили о Магадэве. Они пали ниц и воскликнули:

— Великий Магадэва! Зачем ты создал такую мерзость?!

Добавить комментарий

Все комментарии развернуть свернуть

  • Olga Ольга 18.06.07 пн 22:59 #
    :) Нда-аа-а...
    Это просто сага какая-то, а не притча...

    Хотела б я посмотреть на этого Магадэву, когда б к нему в самый неподходящий момент стали приставать с глупыми вопросами, а потом ещё требовать благодарности...
    Ежели он от такой малости, что тут описана, разгневался, то чтоб тогда было?... :)
    • Administrator Администрация на Olga 19.06.07 вт 13:02 #
      К авторским притчам требования несколько иные, чем к остальным. Здесь красота слова или колоритность сюжета могут сыграть большую роль. И даже если текст по другим критериям мало подходит к притче, он будет размещён здесь.
      Примером таких сюжетов могут быть притчи от Германа Гессе.
      • Corvin Дмитрий на Administrator 27.06.07 ср 11:48 #
        Да, здесь язык действительно витиеватый, похожий скорее не на язык притчи, а на язык восточных сказок. Может сюжет и колоритен, но водянистость повествования заставляет засыпать над текстом. Но не это главное. Главным в притче должно быть поучение. Человек, читающий притчу, её пропускает через себя и осознаёт даже не поступки действующих лиц, а собственные. Этим притча и сильна. Здесь же поучения как такого нет, потому как в своих бедах человек провинился не сам, а через своих предков, которые были неблагодарны великому и ужасному Магадэву. И здесь уже ничего не изменить. А нынешние беды людей исходят от некоего Клеветника, созданного Сатаной и живущего среди нас. Человек здесь АБСОЛЮТНО не причём. А потому я здесь не нахожу поучения, которое должно быть в притче. На мой взгляд слабовато (даже с учётом снисхождения к авторским притчам).
        • Olga Ольга на Corvin 27.06.07 ср 12:03 #
          Ну и что, что нет "поучения"... :) Мне - так, без "поучения", даже больше нравится... :)
          Я, например, не люблю, когда меня поучают. :)

          Зато красивая сказочка. :) Даже при том, что божество (Магадэва) вышло каким-то мелочным и мстительным... что не к лицу божеству такого ранга, в остальном - всё очень оптимистично. :)

          И вообще... такой стиль написания необычный...
          Я бы назвала этот стиль "виндоуз". :)
        • Yakushev Андрей Якушев на Corvin 27.06.07 ср 14:01 #
          Прежде всего, хочу сказать, что Вы не правы, утверждая, что здесь нет поучения. Всё зависит от того, как подойти к прочтению, с каким багажом.
          Из того, что Вы, Дмитрий, написали, я вижу, что Вы заметили в этой притче то, что человек (человечество) вроде как не виноват во всём этом. Это очень распространённая позиция: во всех «грехах» виноват Адам, всё зло — от Сатаны… Таким образом, человек остаётся вроде как и не при чём: виновата либо дурная наследственность, либо искушение и подстрекание нечистого. И вот для тех, кто так считает, в этой притче действительно нет поучения. Потому что не так легко переубедить человека в убеждении не брать на себя ответственность за свои поступки, перекладывать её на что-то внешнее.
          А вот те, кто этим не занимается, наверное, заметили, что Сатана ничего с человеком не сделал, что человек сам сделал из себя то, чем стал. И вот над этим уже можно задуматься. Можно проследить весь этот процесс создания «мерзости» и, с удивлением обнаружить этот процесс в себе на какой-то стадии.

          Но, ещё раз повторю, что для тех, кто уверен, что всё зло от Сатаны, эта притча закрыта.
          • GVS Григорий Сергеев на Yakushev 27.06.07 ср 14:09 #
            Диавол - есть злобный пёс на цепи. Если к нему не подходить близко, он не покусает. Примерно такой смысл был сформулирован ещё в 15 веке, если не ошибаюсь.
          • Corvin Дмитрий на Yakushev 29.06.07 пт 19:14 #
            Уважаемый Андрей!
            Не вижу предмета для спора, так как вы и сами согласны со мной, что в данной притче поучения как такового нет (оно как бы присутствует между строк, для тех, кто хочет это заметить). Я согласен с Ольгой, что эта притча напоминает лёгкую приятную сказочку. Она "не загрузна" и "не напрягает" - это то, что не нравится многим молодым людям. Я же ценю те притчи, которые задевают, ударяют, хлещут наотмашь! Которые через иносказание показывают лично ТЕБЕ, как ты можешь некрасиво выглядеть. Ведь притчи и ценятся тем, что речь идёт не о тебе конкретно, но каждый узнаёт именно себя. В этой же притче я себя не увидел. Поэтому и не задела. Но я высказываю своё мнение, хотя по высказыванию Ольги видно, что эта притча "цепляет" далеко не всех, а значит это плохая притча, но хорошая сказка.
            • Yakushev Андрей Якушев на Corvin 30.06.07 сб 3:39 #
              Осторожней, Дмитрий, со словами «плохая» и «хорошая»!

              То, что эта притча не для Вас, ещё не значит, что она плохая. Возможно, через год она зацепит Вас, возможно позже. Кстати, именно для таких случаев на сайте реализована возможность личных заметок. Напишите сами для себя в этих заметках, почему Вы назвали её плохой притчей, и забудьте о её существовании на год. А через год почитайте. Уверен, что Ваше мнение хоть чуть, но изменится.

              Теперь о словах «хорошая» и «плохая». Когда такие слова произносят без дополнительных слов, они выглядят, простите, необдуманно и поверхностно. Эти понятия всегда были и будут относительными. Помните историю о зайце, который просил лису не бросать его в терновый куст? А та бросила, в надежде, что этим доставит зайцу большее страдание. А тот спрятался там и доволен остался, потому что этот куст для него был домом родным.
              Хорошо или плохо может быть что-то лишь потому, что оно либо сонаправлено с какой-то целью, либо нет. И дабы не выглядеть глупо, лучше добавлять к словам «хорошо» или «плохо» слова «для меня».
              • Corvin Дмитрий на Yakushev 30.06.07 сб 15:34 #
                Не совсем ясно, почему мне надо быть осторожнее с высказыванием своих мыслей. На мой взгляд я довольно корректен и никого лично не обижаю. Я ещё раз говорю, что высказываю лишь своё мнение. Если высказывать своё мнение здесь не принято, то я приношу извинения и больше высказывать своих глупых и неосторожных мыслей не буду.

                А вот ваша, Андрей уверенность в том, что через год мои взгляды поменяются меня, честно сказать, позабавили. Я уже не мальчик, чтобы каждый день менять свои взгляды. Уверяю вас, что мои взгляды отнюдь не случайны и не похожи на флюгер, чтобы вращаться вместе с ветром.

                Насчёт слов плохой - хороший. Если внимательно перечитать мои заметки, то я говорил, что ВЫСКАЗЫВАЮ СВОЁ МНЕНИЕ. Значит, можно предположить, что плохой - хороший также лишь моё мнение и непонятно, почему меня так не зацепила длинющая притча, как вас - моя короткая заметка. Нужно было просто сказать себе: "Эта лодка тоже пуста" (с)
                • Yakushev Андрей Якушев на Corvin 30.06.07 сб 17:00 #
                  Дмитрий, то, что каждый человек высказывает только своё мнение, это ясно и так. Но Вы не уловили разницу. Когда я говорю: «Эта притча плохая», — я говорю о притче. А когда я говорю: «Эта притча для меня плохая», — я говорю о себе. Чувствуете разницу между «эта притча плохая, потому что…» и «мне эта притча не понравилась, потому что…»?

                  P.S. Спасибо, что вспомнили о «Пустой лодке», а то я уже хотел успокаивать Вас после фразы: «Если высказывать своё мнение здесь не принято, то я приношу извинения и больше высказывать своих глупых и неосторожных мыслей не буду».
                  • Corvin Дмитрий на Yakushev 1.07.07 вс 11:51 #
                    Спасибо вам за терпеливое отношение в дискуссиях. Разницу, вложенную в смысловую нагрузку слов я чувствую хорошо. Наверное, мы всё это время говорили об одном и том же. Что касается самой притчи, то для меня эта притча не есть плоха! Она лишь не оставила во мне свой отклик, вот о чём я говорил.
  • sestratata ТАТЬЯНА ЗАДОРОЖНАЯ 13.01.09 вт 14:28 #
    Все понравилось, кроме собаки. Чем она Вам насолила, что Вы наделили ее свойством ненавидеть высокое? А сама притча по форме супер, да и мораль выстроена великолепно!
    • Yakushev Андрей Якушев на sestratata 13.01.09 вт 18:29 #
      Это Вы к Власу Дорошевичу обращаетесь? ;)
  • AndreyF Андрей 14.01.09 ср 15:39 #
    Как то сразу вспоминается: "краткость сестра таланта". :)

Пожаловаться

Если у вас нет русской клавиатуры, воспользуйтесь сервисом транслитерации

Отменить    

Удалить комментарий

Нет